В процессе борьбы со страхами. История вторая: ты пешком или как?
Как много мы знаем своих страхов? Есть почти стандартный набор, такой как страх крови, страх высоты, страх пауков и прочей мелкой живности… Есть и то, что мы старательно от себя бережем — что спрятано глубоко и вылезает во снах или накрывает в критической ситуации.
Как вы относитесь к своим и чужим страхам? Ненавидите или бережете, боретесь или приспосабливаетесь?
Самоирония сильно отличается от шуток посторонних именно в тех моментах, которые касаются наших умений, физических особенностей, важных переживаний. Первое снижает страхи и делает ситуацию менее значительной, чем казалось сначала. Второе усугубляет сомнения и переживания и вызывает агрессию. Отлично это иллюстрирует вождение машины.
Людей, садящихся ежедневно за руль впервые, — тысячи, и все же каждому из них приходится непросто. Первые лет пять, получив права, я садилась за руль не чаще одного раза в полгода.
Как принято это было у нас: из гостей жена везет мужа домой, который не выдержал и выпил спиртного. Разве не для этого она училась на права?
Есть мнение, что лучше заранее подготовиться и покататься в поле. Для опыта. У меня получалось для работы. Один раз я села за руль на заснеженной тропинке и не смогла проехать прямо, зато хорошо заехала в сугроб. Очень хорошо — откапывались час. Повезло, что муж не торопился и ситуацию воспринял с юмором. Сам ведь предложил. Интерес и желание водить не пропали.
Во второй раз, по классическому варианту, я перепутала педали тормоза и газа. Определиться не смогла и остановилась благодаря крепким воротам дома в деревне. Юмор не помог, так как вопрос касался чужого имущества. Было очень стыдно, хотя меня успокаивали тем, что ворота и так хотели менять. В отличие от крыла на машине.
Чему научили пробы? Ничему, а вот страха и неуверенности добавили. Лучше с инструктором.
Учиться я пошла, когда поняла, что в жизни может возникнуть ситуация, в которой придется рассчитывать только на себя. И что в моей помощи нуждаются близкие. За спиной были страхи после аварий и собственный неудачный опыт. Но я решила сдать на права. Не ездить, но выучиться, на всякий случай.
Огромным плюсом для меня стала возможность откатать столько учебных часов, сколько нужно, хотя это не спасало от впадения в ступор при любой нестандартной ситуации, нового маршрута или другого инструктора. Да, встаешь посреди дороги и не понимаешь, что тебе говорят. Хочется выйти из машины и пойти погулять, привести мысли в порядок. Инструктор нервно хватает за руль, переходит на крик-мат и не дает выйти из машины. Приходится ехать.
Права сами по себе — не гарантия успеха, если внутри нет уверенности и страх выше желания ездить.
Стимулом может послужить новая собственная машина, необходимость возить родителей на дачу, так как им самим тяжело, или дети, которых надо развозить в самые разные места, а мужу это уже сильно поднадоело. Получается, что преодолеть страх помогают сильная мотивация, взятые обязательства и желание меняться. В моем варианте случилось последнее.
Необходимости садиться за руль не было, зато появилось ощущение, что я готова.
Что бояться ездить самой бессмысленно без попыток этого сделать. И что делать это нужно самой и одной.
Я попросила ключи автомобиля у мужа, когда он собрался в недельную командировку. Как он отдал… С какой неохотой и тревогой в глазах. И сказал, уезжая: «Ты помни, она у меня одна, я на работе без нее никак…» Доброе напутствие. При звонках ничего о машине не спрашивал, я тоже молчала. Сопротивлялся, чтобы я его встретила с вокзала.
Что это была за неделя! И про бензин я вспомнила на третий день, и зеркало-то у меня сложилось, и я не знала, как до него дотянуться и распрямить. И на заправке к колонке смогла раза с пятого только подъехать, растянула шланг на 1,5 метра и ладно. А сначала искала кнопку, как открыть бензобак, а потом забыла закрыть…
А потом, когда мне на это указали и я остановилась, закрыла и вернулась в полосу, а в благодарность, что меня пропустили, включила аварийку и забыла выключить. И на ручнике ехала и переживала, что сломала машину и она поэтому еле едет.
Хохотала над собой, благодарила за терпение других водителей и ездила.
Есть один страх, который я при вождении уважаю — страх не успеть совершить маневр. Не успеть обогнать и вернуться на свою полосу, не успеть перестроиться в потоке, не успеть на мигающий желтый, не успеть вписаться в поворот. Инстинкт самосохранения, защищающий нас от печальных последствий. Страх перед машиной, вождением — это страх несостоявшегося действия, страх маневра — это оценка ситуации в реальном движении.
Статистика автомобильных аварий — самая обширная и страшная, но пассажиры от нее застрахованы порой даже не больше, а меньше, нежели водители. Кто-то читает молитву при каждой поездке, кто-то держит икону, другие обереги. Кто-то верит в надежность рамы автомобиля и систему безопасности. Кто-то выбирает менее загруженные маршруты и ездит только днем. Такие ритуалы успокаивают и снижают чувство тревожности, переключая внимание на дорогу.
Важно помнить, что не всякий страх защищает нас от опасностей. Порою он ограничивает нашу жизнь, наполняет ее сомнениями и статичностью. Опыт и преодоление делает нас сильнее, увереннее и открывает нам новые возможности. Боитесь машин, воды, высоты — ищите своего инструктора и как малые дети осваивайте новый кусок мира.
Продолжение следует…
Автор: Bepoникa Гaптpaxимoвa Просмотров страницы: 154
|