DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как советские художники приближали славный день Победы?


Как советские художники приближали славный день Победы?

Мы еще очень мало знаем о людях, которые не только пережили Великую Отечественную войну, прошли ее дорогами, познали боль тяжелых утрат и радость побед, но и ярко отразили её в своём творчестве. Благодаря ним мы имеем возможность увидеть и прочувствовать то, что в свое время увидели и пережили они. Их произведения – это не просто картины, плакаты, рисунки, скульптуры, сегодня они стали подлинными документами истории, сохранившими для потомков память о том великом и трагическом времени.

Великая Отечественная война мобилизовала деятелей искусства на отпор врагу всеми возможными для них средствами. Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными. Наиболее значительные из них вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового искусства.

Стоит отметить, что многие художники встали на защиту Родины с оружием в руках. Более 900 из них ушли на фронт. Они были свидетелями, а то и непосредственными участниками происходящих драматических событий. Верные своему профессиональному и нравственному долгу, они между боями успевали в походных альбомах, на клочках бумаги, сделать наброски прошедшего боя, нарисовать портрет сослуживца или выпустить боевой листок с броскими карикатурами. Многочисленные зарисовки и этюды, созданные в перерывах между боями В. Богаткиным, О. Верейским, Н. Жуковым и другими фронтовиками представляют собой бесценный художественно-документальный материал. Неслучайно на художественных выставках произведений тех лет их работы всегда представлены и вызывают неизменный интерес зрителей.

Первыми художественный «залп» по фашистам произвели Кукрыниксы, уже на третий день войны издавшие плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Вскоре Н. Тоидзе создал самый известный плакат военных лет «Родина-мать зовет!». Этот плакат потрясающе выразителен, недаром он считается лучшим произведением жанра. На него и сегодня трудно смотреть без волнения. Плакат «Родина-мать зовет!» и песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова), рожденные в первые дни Великой Отечественной войны, стали её своеобразными художественными символами.

Естественно, что в годы войны особо ценилась оперативность в художественном освещении событий на фронте и в тылу. Были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. При этом использовались не только художественно обобщенные образы, но и фотографии – ставшие документальным свидетельством тех событий. Так, одним из лучших плакатов того времени стал созданный В. Корецким плакат «Воин Красной Армии, спаси!», основу которого составила удивительная по выразительности фотография.

Фронтовики вспоминают, что эмоциональные плакаты В. Иванова «Пьем воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга» и Л. Голованова «Дойдем до Берлина» помогали укреплять веру в свои силы и неизбежность разгрома агрессоров.

Особую роль выполняли сатирические плакаты. Нередко броские листы «Окон ТАСС», выполненные от руки буквально через несколько часов после произошедших событий и размноженные с помощью трафарета, становились первыми художественными свидетельствами побед Красной Армии. Именно оперативность «Окон» была их главным преимуществом по сравнению с печатными плакатами и листовками.

В выпуске плакатов активное участие принимали лучшие отечественные художники: Кукрыниксы, Б. Ефимов, М. Черемных, Г. Нисский и многие другие. Наши военные плакаты пользовались поразительной популярностью не только в СССР, их выставки в годы войны с большим успехом проходили в Англии, США, Швеции, Иране, Китае.

Наряду с оперативными художественными произведениями в годы войны создавались потрясающие по глубине эмоционального воздействия на зрителей полотна. Одной из первых таких картин стала работа А. Пластова «Фашист пролетел». В ней нет боя и сражающихся солдат, а только осенний пейзаж, разбредающееся стадо, убитый мальчик-подпасок и силуэт улетающего фашистского самолета. В картине протест художника против жестокого, бессмысленного убийства сливается с болью за родную землю, над которой надругался враг.

В первые годы войны было создано немало картин, на которых изображалось именно варварство фашистов: превращение в руины мирных городов и сел, зверские казни и издевательства над людьми, творимые захватчиками. Таковы, например, полотна Г. Ряжского «В рабство», Я. Николаева «За что?», В. Серова «Расстрел».

Неизгладимое впечатление на зрителей оказывала картина С. Герасимова «Мать партизана», показывавшая, что моральное превосходство даже перед лицом смерти остается на стороне советских людей. На картине крупным планом изображены только две фигуры: простая русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и палач-эсэсовец, который не в силах сломить дух русской женщины.

Одной из первых работ, в которой художник показал неумолимость всенародного сопротивления захватчикам, стала картина К. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Художник с документальной точностью запечатлел легендарный парад, с которого бойцы уходили прямо на фронт. Редко кому из участников этого парада удалось дожить до победы, но свой долг перед Отечеством они исполнили до конца.

Пожалуй, одной наиболее эмоциональных картин того времени стало полотно А. Дейнеки «Оборона Севастополя», в которой автор смог передать яростную ожесточенность последнего рукопашного боя моряков-черноморцев на набережной города русской морской славы. Несмотря на всю трагичность сюжета, зритель понимает, что этих людей можно убить, но победить их невозможно.

Показательно, что уже в наши дни большой плакат с репродукцией этой картины Дейнеки и лаконичной надписью «Здравствуй, НАТО», встречал в Севастополе американские корабли.


Свой значительный вклад в художественное отражение событий Великой Отечественной войны внесли живописцы Студии военных художников им. М.Б Грекова. Увиденное на фронтах художники И. Евстигнеев, К. Финогенов, П. Кривоногов, Б. Неменский отразили в крупных батальных полотнах. В 1944 году Кривоногов представил зрителям «Корсунь-Шевченковское побоище». Художник убедительно подводит зрителя к мысли, что, несмотря на все ужасы войны, крах фашизма и наша победа неизбежны. А в 1945 году по эскизам, написанным в поверженном Берлине, он приступил к созданию картины «Победа», ставшей одной из первых крупных художественных работ, отразивших победоносное завершение Великой Отечественной войны.

Особое место в изобразительном искусстве военного времени занял портретный жанр. Художники, скульпторы и графика создали удивительную по выразительности галерею образов известных военачальников, боевых офицеров и рядовых солдат, партизан и тружеников тыла. В лицах людей, изображенных на портретах, созданных П. Кориным, А. Герасимовым, П. Котовым, нет пафосности, только суровая уверенность, что победа будет за нами. Вглядитесь в портрет Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова, которого художник В. Яковлев изобразил в критические дни боев под Москвой. Перед нами человек, который будет стоять насмерть и остановит врага на подступах к столице.

Значительное количество скульптурных портретов создал в годы войны Е. Вучетич. Выдающийся скульптор В. Мухина в 1942 году выполнила портреты полковников Б.А. Юсупова и И.Л. Хижняка, находящихся после боевых ранений в госпитале. Её работа «Партизанка» стала обобщенным образом женщины, взявшей в руки оружие для отпора врагу. Выразительные скульптурные портреты создают 3. Азгур, Л. Кербель, С. Орлов. Некоторые скульпторы работали прямо на фронте, создавая свои произведения в перерывах между боями. Так, И. Першудчев выполняет на Юго-Западном фронте серию бюстов солдат и офицеров. В 1945 году он запечатлел и легендарных участников штурма Рейхстага - сержантов М. Егорова и М. Кантарию.

Новые прекрасные полотна создают в годы войны представители исторического жанра. П. Корин, написавший в 1942 году картину «Александр Невский», говорил, вспоминая об этом времени: «Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который стал во весь свой гигантский рост». Стойкость и героизм наших предков прославляли в полотнах «Поединок Пересвета с Челубеем» М. Авилов, «Утро на Куликовом поле» А. Бубнов, «Трофеи русского оружия» Е. Лансере.

Высокое патриотическое содержание приобретает в годы войны пейзажная живопись, В своих пейзажах художники старались донести до зрителей красоту родной земли и те удивительные животворные силы, которые она придает людям. Пейзаж стал естественной частью многих батальных картин, зачастую придавая им нужную эмоциональную окраску. Появляется новый жанр - батальный пейзаж. Всмотритесь в полотна «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (А. Дейнеко), «Зимние залпы Балтики» (Я. Ромас), «На Неве. Зима» (М. Платунов), «Ленинград. 1941 год» (А. Мыльников), на них практически нет людей, но какое сильное впечатление они производят на зрителя.

В 1944 году Кукрыниксы создают картину «Бегство Фашистов из Новгорода», в которой пейзаж разрушенного и подожженного варварами древнего города играет главную роль.

Отмечая удивительную силу искусства в мобилизации людей на отпор врагу, художник А. Дейнека писал: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». В годы войны изобразительное искусство по праву стало «сражающимся искусством», так как художники и скульпторы вместе с бойцами делили все тяготы войны и отображали в своих произведениях реальные события, свидетелями и участниками которых они были.

В самые тяжелые годы войны в стране продолжали работать музеи, проводились выставки, на которые приходило значительное количество зрителей. Именно понимание художниками того, что в эти суровые годы их искусство очень нужно людям, придавало им силы и способствовало созданию замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют людей равнодушными.

В наши дни вновь возрос интерес к Великой Отечественной войне, особенно среди молодежи. Люди, родившиеся в мирное время, узнают об этом великом и трагическом времени из рассказов ветеранов, из произведений литературы и искусства. Важнейшая роль в донесении до людей правды о Великой Отечественной войне принадлежит изобразительному искусству. Вглядываясь в картины, которые писали участники изображенных на них событий, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу.

Произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, не стареют, так как они всегда нужны людям, ведь память о тех годах будет в нашем народе жить вечно.


И. Тоидзе. Плакат «Родина-мать зовет!»


В. Корецкий. Плакат «Воин Красной Армии, спаси!»


А. Пластов. «Фашист пролетел»


С. Герасимов. «Мать партизана»


А. Дейнека. «Оборона Севастополя»


П. Кривоногов «Корсунь-Шевченковское побоище»


В. Яковлев. «Портрет Героя Советского Союза гвардии генерал-майора И.В. Панфилова»


3. Азгур. «Герой Советского Союза партизан М. Ф. Сельницкий»


А. Дейнека «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 года»


Кукрыниксы «Бегство Фашистов из Новгорода»


Плакат В. Иванова «Пьем воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга»

Автор: Bлaдимиp Poгoзa
Просмотров страницы: 288


Теги: художники, картины, искусство, война,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>







Наклейка «Победа! Помним! Гордимся!»

Наклейка
«Победа за нами!
Помним! Гордимся!»



Лента новостей
15:40   В Евросоюзе закон об иноагентах в Грузии назвали препятствием на пути к членству

15:40   ЦБ Японии бросился спасать дешевеющую иену

15:36   Полиция начала проверку в отношении российской рэперши после дебоша на концерте

15:34   Теплоход с сотнями россиян сел на мель

15:34   Дачников призвали нарвать крапиву ради одной цели

15:33   «Россия не может победить». Макрон заявил, что многие страны поддержали отправку войск на Украину

15:33   Названы последствия возможного ограничения спутниковой съемки территории Украины

15:32   Россиян предупредили о нестабильном мае

15:32   В Германии обвинили Трампа в снижении потенциала НАТО

15:31   В Крыму опровергли нехватку антибиотиков в больнице Симферополя

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 02.05.2024



Тематические фотоподборки

Новый год по лунному календарю

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |