Остановимся здесь еще на одной интересной особенности памяти — запоминании на определенный срок. Психологи эту особенность памяти называют установкой на время. Длительность хранения материала в памяти в какой-то степени зависит от того, на какой срок мы хотим запомнить. Студенты знают, что по большей части все экзамены сдаются с установкой «сдать такого-то числа». Экзамены сдаются, а затем часть материала, выученного для экзамена, быстро забывается за короткий срок. Но если имеется осознанная установка запомнить какие-либо сведения на длительный срок или навсегда, как необходимое условие для дальнейшей учебы или профессиональной деятельности, то знания запоминаются на значительно более долгий срок. Прежде чем заучить что-нибудь, надо совершенно ясно осознать необходимость и важность запоминаемых сведений.
Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно. При непроизвольном запоминании те или иные события запоминаются случайно, помимо нашего желания, при произвольном же — наша воля и внимание направлены на запоминание определенных явлений. В случае произвольного запоминания всякие посторонние раздражители, отвлекающие наше внимание, мешают запоминанию. Поэтому тишина и отсутствие лишних раздражителей в помещениях, где происходят занятия, способствуют лучшему запоминанию. Однако здесь существуют и искючения.
Некоторые учащиеся любят заниматься под слабые звуки какой-либо музыки: она создает для них соответсвующее настроение.
Процесс запоминания сравнивают с творческим процессом. Запоминание — активный, созидательный процесс, во время которого путем сравнений создается нечто новое, что и укладывается в памяти.
«Вдохновение не продается...»
Все, что мы хотим запомнить, входит в память путем сравнения с теми знаниями и опытом, которые получены нами на протяжении всей жизни. Процесс творчества — процесс воспроизведения чего-то. В этом смысле к нему больше приближается процесс воспоминания. На процесс творчества влияет вдохновение. Вдохновение активизирует и память. Умение создавать вдохновение — интересная и заманчивая задача. Многие люди создают это особое эмоциональное состояние по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей характера, вкусов, интеллекта.
«Вдохновение не продается», — говорил великий русский поэт А.С.Пушкин. Но вдохновение, быть может, можно передать, позаимствовать, как оно делается у других. Листая старые журналы, исторические записи и мемуары, я наткнулся на ряд занимательных и любопытных фактов о том, как искали вдохновения некоторые знаменитые люди. Вот некоторые из них. Известный французский философ Дени Дидро, сочиняя, походил на одержимого. Он бегал по комнатам, размахивая руками и кричал на весь дом. Чрезвычайную роль у писателя во время работы играл парик. Дидро срывал его с головы, подбрасывал вверх, топтал ногами и опять бросал.
Знаменитый французский баснописец Лафонтен писал свои басни не иначе, как при сильном дожде. Сняв шляпу и парик, он часами расхаживал по улицам, твердя во весь голос стихи, споря сам с собой, неистово топая ногами и размахивая руками.
Итальянский композитор, дирижер и педагог Сарти сочинял ночью в глубокой тишине в обширной и пустой комнате при тусклом свете крохотной лампады, подвешенной к потолку. Итальянский композитор Чимароза — автор музыки и многих опер-буфф, — сочиняя музыку, любил шум. Он созывал друзей и разговаривая, поминутно отвлекаясь, писал свои произведения. Так родились «Гораций», «Тайный брак» и другие его оперы.
Законодатель европейской сцены прошлого века, немецкий композитор Мейербер любил сочинять на чердаке, особенно, когда на дворе непогода — гром, молния, ветер, проливной дождь. Ненастная погода создавала вдохновение.
Из приведенных здесь примеров можно сделать вывод, что для разных людей требуются различные внешние условия для плодотворной творческой работы. Следовательно, внешняя обстановка создает внутреннее настроение, влияющее на общее функциональное состояние и уровень работоспособности. А это в свою очередь оказывает влияние на память.