DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

Память и возраст

Память до пяти лет

Несомненно, что в процессе развития и роста человека память, как и другие психические функции, проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатлений, с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас слов разговорной речи.

Изучение памяти детей до 4-летнего возраста проводится мало. Сведениями о первых годах жизни ребенка мы обязаны повседневным систематическим наблюдениям, которые производились исследователями этого возраста.

Память у детей можно заметить уже на первом году жизни. Наблюдения показывают, что первоначальная функция памяти связана с врожденными инстинктивными реакциями, например с реакциями на осязательные и на вкусовые радражения губ. Эти реакции протекают по типу безусловных рефлексов и представляют собой то, что можно было бы назвать наследственной памятью. Проявляются они уже в первые часы жизни ребенка. В дальнейшем ребенок начинает реагировать на приготовления к процедуре кормления: это то, что может быть уже названо условным рефлексом.

Из разнообразных проявлений памяти первым, бесспорно, развивается узнавание, связанное с повторным восприятием впечатлений. Ребенок узнает неоднократно воспринимаемые вещи, лица, обстановку. Это выражается в улыбке ребенка при виде матери, няни, закомого предмета и в удивлении при попадании в незнакомую обстановку. Уже на первом году жизни, начиная с 3-4 месяцев, ребенок узнает небольшой круг предметов и лиц в течение очень короткого промежутка времени после восприятия. Дальнейшее развитие этой способности идет в двух направлениях. Во-первых, узнавание становится возможным через все больший интервал после восприятия. Так, на втором году жизни интервал времени достигает уже нескольких недель, на третьем году нескольких месяцев, а на четвертом — больше года. Во-вторых, постепенно расширяется круг предметов, которые ребенок запоминает: со второго года дети узнают привычную обстановку и предметы, а на третьем году помнят однократно воспринятые впечатления, например человека, случайно посетившего семью. В этом возрасте особенно ярко запоминаются эмоционально окрашенные события приятного и неприятного свойства, например ребенок узнает через несколько недель врача, причинившего ему боль.

Со второго года у детей наблюдается не только способность к узнаванию, но и возможность воспроизведения без повторного предъявления знакомого предмета либо его названия. Так, ребенок годовалого возраста, забросив мяч на диван, через час помнит, где он находится. У полуторагодовалого ребенка воспоминания всплывают уже через более длительный период времени, примерно через день. Эти воспоминания в раннем детстве представляют уже следующую после узнавания фазу развития памяти и отражаются в рассказах детей о пережитом.

Память ребенка быстро развивается и пополняется. Взрослые обучают ребенка выполнять необходимые действия: одеваться и раздеваться, мыть руки перед едой, пользоваться вилкой и ложкой, соблюдать чистоту. Все это требует запоминания. В младшем дошкольном возрасте, до 3-4 лет (точнее с двух до пяти лет), ребенок приобретает огромный запас слов обыденной речи.

Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминая и выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется много воспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могут оперировать. В этом возрасте ребенок способен наблюдать и удерживать в памяти окружающую обстановку. Дети любят играть роль проводников в часто посещаемых местах. Они способны запоминать стихотворения, тексты, песенки. Однако заучивание в дошкольном возрасте происходит главным образом механически. Это обусловлено как недостаточной еще способностью осмысления материала, так и малым количеством знаний, а отсюда — меньшей возможностью использования ассоциаций, и недостаточным опытом и знакомством с приемами запоминания.

В раннем возраст дети обычно не ставят перед собой цели запоминать что-либо и поэтому, как указывает А.А.Смирнов, «не столько они запоминают то или иное, сколько оно само запоминается у них». Своей памятью дети удивляют нас лишь в тех случаях, когда то, что ими запоминается, связано с их интересами, воздействовало на них эмоционально, поразило. Именно это и служит у детей основой быстрого и легкого запоминания. Усвоенное носит преимущественно непроизвольный характер. Сознательное запоминание и заучивание формируется, как правило, с начала школьного возраста. Тем не менее можно добиться усвоения определеного материала и в более раннем возрасте. Так, Гиллет производил опыты над своим двухлетним сыном, показывая ему ежедневно несколько цветных картинок, изображающих птиц и животных. На 24 день ребенок запомнил названия всех показанных ему птиц, а через 21 день — 52 названия животных.

После пяти лет

Определение самого раннего возраста, с которого возможно припоминание, затруднительно и обычно основывается на воспоминаниях взрослых о своем детстве. В литературе встречаются только отдельные указания на возможность запоминания в возрасте 6-8 месяцев, одного года, полутора лет. Но все это основано на единичных наблюдениях. Отмечено, что при перемене места жительства в четырехлетнем возрасте большинство детей не помнит места прежнего своего проживания. По-видимому, пятый год нужно считать в среднем первым годом более или менее удовлетворительного запоминания. Начиная имено с этого года, впечатления детства сохраняются на всю жизнь. Впрочем, имеется большое количество наблюдений о первых отрывочных воспоминаниях, связанных с событиями второго и третьего года жизни. Так, проведенный психологами опрос большой группы студентов показал, что у 22,5% опрошенных первые воспоминания относятся к возрасту до трех лет, у 45,3% — к трем-четырем годам, у 32% — к возрасту старше четырех лет. Следует отметить, что эти ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны, немногочисленны. Обычно речь идет о двух-трех отдельных воспоминаниях, относящихся к раннему детству. Что касается более или менее систематизированных воспоминаний, то они начинаются с более позднего возраста: у 7,3% они относятся к пяти годам, в 23,4% к пяти-шести, у 28,2% к шести-семи и, наконец, у 41,7% испытуемых они отмечены начиная только с возрста в семь-десять лет.

Значительные изменения в развитие памяти ребенка вносит поступление его в школу. К числу таких изменений относится прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти, т.е. количества предметов, которое нужно запомнить после однократного восприятия. При необходимости запомнить один и тот же материал ребенок дошкольного возраста тратит больше времени и делает больше повторений, чем в школьном возрасте.

Объем памяти у старших детей увеличивается. Но наиболее существенные перемены происходят в качественных особенностях их памяти. Одной из главных таких перемен является переход от непроизвольного запоминания, типичного, как уже указывалось, для более раннего возраста, ко все более произвольным запоминанию и припоминанию. Занятия, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, заставляют запоминать не только непроизвольно, но и целенаправленно. К концу дошкольного периода ребенок уже в определенной степени подготовлен к произвольному запоминанию. Школьное обучение требует именно этого вида памяти и в свою очередь в дальнейшем развивает его.

Время сознательного запоминания

Обучение требует, кроме того, сознательного запоминания. В первую очередь образуются связи чисто словесные. Постепенно развивается логическая смысловая память, которая доминирует в старшем школьном возрасте. Совершенно неверны утверждения некоторых психологов, что до подросткового возраста память детей будто бы носит механический характер. В действительности дело обстоит иначе. Экспериментальные исследования показывают, что разница между взрослыми и детьми заключается не в том, что дети старшего, дошкольного и младшего школьного возраста запоминают механически, а в том, что, запоминая осмысленно, они опираются больше на наглядно воспринимаемые связи между предметами и явлениями. Кроме того, дети такого возраста не владеют еще достаточным опытом запоминания, не знают еще, что нужно делать, чтобы способствовать заучиванию. Они могут, например, группировать мысли, когда такая задача специально ставится перед ними, придумывать заглавия отдельным частям текста и даже составить план материала, но не могут пользоваться всем этим как средством запоминания без указаний учителя.

Психологи накопили большой экспериментальный материал о запоминании в школьном возрасте. Прежде всего неоднократно исследовались возможности непосредственного воспроизведения. Полученные данные определенно говорят о слабости непосредственного воспроизведения у детей в начале школьного возраста, об улучшении его в более старшем школьном возрасте. Однако еще в возрасте 13-14 лет и даже в более позднем возрасте качество воспроизведения хуже, чем у взрослых. Повседневные наблюдения вполне согласуются с такими представлениями. Известно, что при диктовке длинных фраз дети не в состоянии запомнить материалы без повторения. Это противоречит распространенному мнению, будто дети способны лучше заучивать, чем взрослые. Эксперименты с заучиванием даже элементарного материала показывают, что способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых. Обычно детям требуется больше повторений, и следовательно больше времени, для безошибочного воспроизведения. Однако дети дольше удерживают в памяти более медленно заученное, т.е. у них при более слабой способности к запоминанию прочность заученного выше.

В литературе, кроме того, имеются указания, что отдельные виды памяти развиваются у детей с различной быстротой. Опытами установлена последовательность этого развития. Так, у мальчиков вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и, наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек имеются некоторые отклонения от этой последовательности: сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и также на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

По имеющимся данным, зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков. Отмечается также разница в темпе развития памяти у тех и других в различные возрастные периоды: до 10 лет мальчики впереди девочек; между 11 и 14 годами развитие памяти у девочек, в среднем, идет лучше. Начиная с 14 лет мальчики догоняют девочек и часто обгоняют их. Однако нельзя считать это правилом, так как наблюдается много исключений.

Время расцвета памяти

Трудно решить вопрос о возрасте, когда функция памяти достигает расцвета. Психологи высказывают по этому вопросу различные мнения. Одни полагают, что максимум относится к началу половой зрелости, другие констатируют, что прогрессирование способности запоминания затягивается до 25 лет. Как показывают исследования известного русского психиатра С.С.Корсакова, память с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, после чего постепенно угасает. Господствует мнение о максимальном развитии памяти до 25-летнего возраста. Дальше следует период стабилизации, на продолжительность которого также нет единого взгляда. Исследователи считают, что максимальное развитие всех умственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет; поэтому и память в этом периоде отличается наибольшей восприимчивостью. Однако биографии многих -замечательных людей и факты повседневной жизни убедительно показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и памяти. И.П.Павлов до последних дней своей жизни (86 лет) продуктивно трудился и обогащал науку. Гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет дал человечеству свое бессмертное творение «Фауст». Известный немецкий писатель Цвейг отмечал, что Лев Толстой сохранял до преклонного возраста острое зрение, ясный слух, исключительно хорошее обоняние. Великолепным, непоколебимым остался ум. Искрилась речь. Острая память хранила каждую деталь.



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
02:00   Стримерша села на акулу и до крови расцарапала ягодицы

02:00   Популярное утверждение о влиянии секса на организм оказалось мифом

02:00   Полковник описал обсуждаемые на Западе российские комплексы РЭБ «Красуха»

01:51   Небензя заявил об изоляции США после голосования в ООН по Палестине

01:49   В российском регионе уничтожили 25 воздушных целей

01:48   «Угроза очень реальна». В МАГАТЭ вновь напомнили о ядерной опасности после очередной попытки атаки дрона ВСУ на ЗАЭС

01:44   В Палестине заявили о планах Израиля уничтожить палестинцев

01:41   Ливанский министр указал на важность позиции США для достижения перемирия в Газе

01:18   В Китае заявили о лицемерии в вопросе принятия Палестины в ООН

01:14   В Индии начнутся самые масштабные в мире парламентские выборы

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Санта-Клаусы установили рекорд

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |