DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

Короткая и длинная память

Чтобы понять, почему человек может запомнить на короткое время ограниченое количество информации, необходимо знать механизм восприятия при кратковременной памяти и количество информации, которое может воспринять человек в малые промежутки времени. Изучением вопросов, имеющих важное значение при составлении методики по улучшению памяти, заняты ученые различных стран. Интересны работы молодого американского психолога Сперлинга. Он изучал восприятие сигналов, полученных человеком в чрезвычайно малые периоды времени. Испытуемому показывали в течение сотых долей секунды карточки с набором разрозненных букв. В течение одной секунды испытуемые запоминали 5-6 букв, в лучшем случае 9. Если испытуемые запоминали 6-7 букв из 18, они могли сохранить и выдать потом 30 битов информации. С помощью специальной методики Сперлингу удалось показать, что в этих опытах в зрительный канал переработки информации поступает 70-80 битов. Испытуемые даже при чрезвычайно коротких экспозициях воспринимали все 18 букв, но не все буквы сохранялись в памяти.

Опыты Сперлинга показывают, что человек может «пропустить через себя» огромное количество информации, если есть возможность организовать быстрый выход для этой информации. При коротком времени восприятия информации частичное ее запечатление в кратковременной памяти объясняется, по-видимому, тем, что импульсы информации не успевают пройти циркуляцию по замкнутым нейронным путям.

В первый момент, когда воспринимается весь запоминаемый материал, срабатывает так называемая оперативная память. Этот вид памяти предшествует появлению кратковременной памяти, в основе которой лежит уже не только восприятие всей запоминаемой информации, но и выбор той ее части, которая лучше запоминается. Выбор запоминаемой информации происходит на уровне подсознания, т.е. не осознается испытуемым и определяется прежде всего его умственными способностями, жизненным опытом и установкой на запоминание (объемом материала и промежутков времени, на который надлежит его запомнить). Если же материал нужно запомнить на продолжительный период времени (не на секунды или минуты, а на часы, дни, месяцы и даже годы), то одномоментного восприятия недостаточно. Необходимо, как здесь ранее говорилось, воспринять материал неоднократно, т.е. повторить его несколько раз. Благодаря многократной циркуляции импульсов информации по нейронным цепям кратковременная (электрическая) память переходит в долговременную (химическую). Период времени, за который осуществляется такой переход от кратковременной к долговременной памяти равен приблизительно 30 минутам.

В связи с этим представляют интерес опыты, проведенные французским ученым Пьероном и немецким ученым Эббингхаузом. В опытах Пьерона с запоминанием рядов чисел забывание начиналось через семь дней. Через 14 дней относительный объем памяти (процент сбережения) равнялся 82%, через 18 дней — 67%, через 60 дней — 40 и через 100 дней — 25%.

Опыты Эббингхауза показали, что через полчаса после заучивания забывается до 40% материала. На следующий день в памяти остается 34% полученных знаний, через 3 дня — 25%, через 30 дней — 21%. Из этих опытов следует, что кривая забывания идет аналогично кривой объема памяти, наиболее круто вначале и более плавно в дальнейшем. Надо заметить, что приведенные здесь цифры получены в процессе механического запоминания. При осмысленном запоминании забывание выражено значительно меньше.

Что лучше - конспект или первоисточник?

Какой же практический вывод можно сделать из сказаного? Перед учащимися, студентами и лицами, занимающимися самообразованием, часто возникает вопрос: чем целесообразнее пользоваться ¦ подробными описаниями материала или его конспектами. Лучше пользоваться подробными описаниями и первоисточниками. Если вы запомнили 40% материала, изложенного в кратком его описании, то этого, вероятно, недостаточно по сравнению с тем, что вы можете получить при 40% усвоения знаний в подробном описании. Здесь важно правильно отделить главное от второстепенного. Для этого его надо хорошо понять. Необходимо осмыслить материал, прежде чем заучить. Предположим, что материал понят, осмыслен. Сколько, повторений требуется для его заучивания? Существует прямая зависимость числа повторений материала от количества запоминаемой информации, содержащейся в нем. Материал, больший по объему и содержащейся информации, требует обычно и большего числа повторений.

Чередование предметов занятий при заучивании, работы и отдыха также заметно способствует улучшению запоминания. Через какие промежутки времени следует делать перерывы для отдыха и на какой срок? Для взрослых людей целесообразны обычные сроки: 40-50 минут занятий и 10 — 15 минут перерыва. При индивидуальных занятиях каждый может сам для себя определить наиболее целесообразный режим работы и отдыха. Необходимо учитывать, что многочасовая непрерывная умственная работа, связанная с запоминанием, вредна и непродуктивна. Чередование предметов занятий создает лучшие условия запоминания (будет уменьшаться интерференция, т.е. вытеснение старого материала новым, особенно если по своему содержанию он близок к старому). Опыты показали, что испытуемые, которые в течение 30 минут ничем не занимались, через полчаса после занятий в состоянии воспроизвести 50-55% усвоенного материала. Те же испытуемые, если они в течение этого получаса занимались другими предметами, в состоянии воспроизвести лишь 25% материала.

Важный момент при запоминании — проявление активности памяти. Как уже говорилось, пересказ текста своими словами даст лучшее запоминание, чем многократное его прочтение. В Казанском университете ставился такой эксперимент. Испытуемые (студенты) были разделены на четыре группы. В первой группе читали текст четыре раза, во второй — три раза и один раз повторяли своими словами, в третьей — один раз читали и три — пересказывали. В результате проверки запоминания в каждой из групп оказалось, что лучше всего запомнили текст студенты из четвертой группы. В этом случае проявлялась наибольшая активность памяти. Худшее запоминание было в третьей группе, еще слабее — во второй и, наконец, самое плохое в первой.

На основании опыта можно сделать вывод, что при запоминании важно не просто прочитать текст, а повторить его, хотя бы мысленно. Если же вы что-либо забыли и не можете сразу вспомнить, не спешите заглянуть в текст, постарайтесь во что бы то ни стало припомнить забытое, максимально напрягая при этом свою память, цепляясь за какие-либо опорные моменты... Однако слишком долго не следует напрягать память, ибо в противном случае наступит переутомление и вспомнить забытое будет значительно труднее. Экспериментально установлено, что если невозможно припомнить забытое в течение трех минут, следует заглянуть в текст.

Если что-либо трудно запоминается, следует перебрать все способы и приемы запоминания: повторять различными вариациями — громко и тихо, нараспев и скороговоркой, сопрано и басом, сопровождая постукиванием и с необычным акцентом. Вариации не только тонизируют память, но и создают богатство ассоциаций. При запоминании следует использовать все свои индивидуальные особенности. Известно, что одни лучше запоминают, переписав текст, другие — услышав его, третьи — увидев, четвертые — под тихую музыку.

Промежутки времени между повторениями следует делать максимальными. Однако повторять рекомендуется через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения перед сном, за 15-20 минут до сна, а также утром на свежую голову.

Запоминать следует в определенном объеме: слишком большой и очень малый объем плохо сказываются на запоминании.

Необходимо стремиться запоминать материал едиными по смыслу частями. То, что запоминается в одно занятие или в один день, должно быть обязательно единым по смыслу и чем-то внутренне связанным. После занятия в течение нескольких часов не загружайте память.

Во время занятий большое значение имеет максимальная концентрация внимания и наибольшее напряжение умственных сил. Однако такое состояние наступает не сразу, а через некоторый промежуток времени после начала работы — период врабатыва-ния. В этот период следует запоминать наиболее легкий материал. Затем можно усложнить и увеличить объем запоминаемого материала.



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
09:43   Моряк похудел на 20 килограммов за девять месяцев после предупреждения врача

09:43   Россиян призвали обращаться в суд при недопуске на рейсы транзитом через Стамбул

09:40   ФСБ задержала проживавшего в ЛНР украинца за шпионаж

09:38   Пленный рассказал об обстреле украинских военных сослуживцами

09:38   15-летний сатанист изрезал школьниц на домашней вечеринке

09:36   Стало известно о последствиях удара по телевышке в Харькове

09:36   Требования о возврате валютной выручки задумали продлить

09:36   Стало известно о давлении ФРГ на США по поставкам Украине Patriot

09:32   Россиянин получил девять лет колонии за намерение воевать на стороне ВСУ

09:32   Россиян предупредили об угрожающей Крыму опасности

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 23.04.2024



Тематические фотоподборки

Цяньдаоху – Озеро тысячи островов

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |