DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

Как мыслить при запоминании?

В российской психологии результаты широкого изучения мыслительной переработки материала в процессе запоминания впервые представлены А.А.Смирновым в его работе «Процессы мышления при запоминании». Автор различает три вида мыслительных процессов при запоминании: смысловую группировку материала, смысловые опорные пункты и процессы соотнесения. Под смысловой группировкой понимается разбивка текста на части по смысловому признаку, а под опорными пунктами — «нечто краткое, сжатое», что служит заменой более широкого содержания и выступает в форме заголовков, вопросов, тезисов. Под процессами соотнесения имеется в виду связь того, что запоминается, с чем-либо ранее известным. Здесь нетрудно увидеть образование частей запоминаемой информации и перекодирование их меньшим числом более емких символов, усвоенных прежде и несущих больше информации.

Все исследователи отмечают повышение объема памяти при запоминании осмысленного материала по сравнению с бессмысленным. Немецкий психолог Эббингхауз заучивал стихи в 9-10 раз быстрее, чем бессмысленные слоги. В опытах французских ученых Бине и Анри из 100 лишенных всякой связи слов ученики запоминали в среднем только 5, между тем как из предложения в 38 слов, в котором можно было различить 17 логически связанных групп, они могли воспроизвести 15 групп. Запоминались при этом такие предложения, которые имели существеное значение для его связи и смысла, а забывались детали и дополнения, расширяющие и разукрашивающие предложения.

При воспроизведении осмысленных текстов слова и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются более легкими и привычными, но смысл при этом сохраняется. Отсюда следует вывод, что запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они обозначаются.

При исследованиях осмысленного запоминания отмечалось значительное уменьшение объема дословного запоминания. Объем запоминания в сущности не только не уменьшался, но, наоборот, иногда возрастал.

Интересны опыты, проведенные английскими исследователями Тресселтом и Спрагтом: испытуемому два раза читали отрывок текста, который он должен был повторить через 15 минут возможно более точно. Его воспроизведение, прочитывалось другому испытуемому,-воспроизведение второго — третьему и т.д. Изменения в тексте, как сообщают исследователи, были направлены к «упрощению, связности и стройности построения»...

Любое запоминание приводит к уменьшению информации в запоминаемом материале. Поэтому знакомство с осмысленным материалом еще до заучивания упрощает запоминание. Упрощения при запоминании, отмечаемые в опытах Тресселта и Спрагга, также свидетельствуют об уменьшении количества информации в запоминаемом материале в процессе его переработки.

Язык собственных мыслей

Перевод запоминаемого материала на язык собственных мыслей, на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, приводит к улучшению запоминания. Так, в результате опытов, в которых испытуемые сами придумывали числа и фразы для запоминания, было определено, что объем памяти возрастал примерно в три раза по сравнению с опытами, в которых числа и фразы предлагал экспериментатор.

Следует полагать, что собственные мысли несут меньше информации, чем чужие. Поэтому пересказывание своими словами приводит к повышению объема памяти. Здесь уменьшение количества информации в запоминаемом материале связано с работой памяти, которая сокращается за счет работы, уже проделанной в прошлом. Следовательно, использование прошлого опыта сокращает время запоминания: одну и ту же информацию не приходится усваивать вторично, как новую.

Мера запоминаемого материала для человеческой памяти — количество новой информации. Чем меньше новой информации в запоминаемом материала, тем легче его запоминать. Для разных людей в одном и том же материале содержится разное количество запоминаемой информации: это зависит от прошлого опыта и умения им пользоваться. Однако уменьшение информации в запоминаемом материале может происходить как осмысленным путем (логической обработкой материала), так и путем повторений.

Часто повторяемый материал несет мало информации и лучше запоминается. Объем памяти связан с числом повторений. Чем меньше нужно повторять материал, чтобы его запомнить, тем больше объем памяти, и наборот, чем больше нужно повторять, тем меньше объем памяти. Могут быть повторения и в запоминаемом материале. Такой материал требует меньше повторений и быстрее запоминается. Если же в материале мало повторений, больше информации, разнообразия и неопределенности, то для его запоминания требуется больше повторений.

Что же происходит при заучивании без повторений и каков при этом объем памяти? Как показали многочисленные эксперименты, человек при одном повторении может воспроизвести вполне определенное число единиц запоминаемого материала. Объем воспроизводимых единиц информации сразу же после восприятия составляет объем кратковременной, или моментальной (непосредственной), памяти. Объем кратковременной памяти отражает способность моментального сохранения информации в памяти человека.

Простая методика определения объема кратковременной памяти была введена Джекобсоном. Исследователь читает список с рядами символов (например, от 3 до 12 цифр в каждом ряду) начиная с короткого ряда. Испытуемый их повторяет. Каждый ряд прочитывается один раз. Учитывается длина ряда, которую испытуемый может правильно повторить. Нормальный взрослый человек может воспроизвести последовательность из 7-9 цифр. Применение этого метода сразу же показало, что объем кратковременной памяти тесно связан с общим уровнем интеллекта и возрастом (объем памяти увеличивается до 19 лет).



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
16:00   В Санкт-Петербурге женщина спасла выпавшую из окна собаку

15:58   Части россиян пообещали зимнюю погоду на майских праздниках

15:57   В России появился углеродный калькулятор

15:57   Двух российских военных заподозрили в расправе над пятью людьми

15:56   Путин опроверг сообщения о пересмотре итогов приватизации

15:55   Российская первоклассница упала с незакрепленной сцены и получила переломы

15:54   Путин назвал цель налоговых изменений

15:54   Алиев допустил подачу газа в Армению

15:54   МИД России вызвал временно поверенную в делах Латвии

15:50   В самолете с россиянами на борту засорился двигатель во время полета

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Уличные картины Финтана Мэги

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |