DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

Есть ли центр памяти?

А теперь вернемся к началу главы и будем искать невидимые дороги, по которым можно достичь центра или центров памяти.Впрочем, сразу же возникает вопрос: может ли память быть производным одного-единственного центра? Едва ли. Практика доказывает обратное. Для реализации функции памяти необходимы каналы сигнализации, или чувствительные системы, перерабатывающие нейроны, исполнительные нейроны и нейроны обратной связи, которые «докладывают» сознанию, что «все в порядке». Таким образом, нервная система участвует как целое в выработке следовых реакций на раздражения, которые исходят от внешней или внутренней среды организма. В этом случае информация, зафиксированная нервной системой (энграмма), перерабатывается в отдельных блоках, которые, будучи соединены между собой, создают единую функциональную систему, способную помнить. В сущности, речь цдет о так называемой нервной анатомии памяти. На первом месте здесь нужно поставить кору головного мозга.

Но кора мозга — не однородное образование.Она разделена на многочисленные поля, каждое из которых имеет свои строго определенные рабочие задачи. Некоторые ученые считают, что интегратором деятельности коры являются ее лобные доли:именно там объединяется вся информация, там сохраняется то, что существенно, оттуда направляются командные импульсы к другим отправным нервным центрам. Однако здесь существует одно «но». Если придерживаться того мнения, что именно лобные доли коры играют исключительную роль в переработке информации, возникает вопрос о значении остальных долей мозга и особенно — височных. Оказывается, там находятся центры анализа звуковых радражителей (для людей слово — доброе или злое — самый сильный раздражитель). Затылочные, нижевисочные и теменные отделы коры анализируют зрительные раздажители. Следовательно, всякое преувеличение роли лобных долей и преуменьшение важности других долей коры мозга обесценивало бы ее значение в целом. И все же лобным долям приписывается главная роль в образовании кратковременной памяти. Вот почему после удаления лобных долей подопытные животные перестают различать определенные радражители, действующие короткое время, и наоборот — при тестах на кратковременную память аналогичные изменения обнаруживаются только в лобных отделах коры мозга.

Для образования памяти большое значение имеет степень возбуждения коры мозга и подкорковых центров. При оптимальном возбуждении создание энграммы протекает в кратчайшие сроки и продолжительность ее существования наибольшая. Важный момент запоминания — не возбудимость вообще, а ее биологический знак, показывающий, в связи с какой потребностью организма возникло возбуждение в нервной системе. При возникновении сильного возбуждения из-за потребности удовлетворить голод условные рефлексы образуются легко и прочно удерживаются в нервной системе. При сильном возбуждении, вызванном необходимостью сохранить жизнь-до есть в оборонительных ситуациях, образование энграммы ускорено в связи с этой биологической потребностью. При сильном половом возбуждении образуются следы от раздражения, связанные с удовлетворением половой потребности и т.д. В физиологии все эти состояния называются мотивациями.

По окончании действия мотивов, вызывающих то или иное возбуждение, общий тонус нервной системы падает, в результате чего падает и ее способность к образованию энграмм на данный вид раздражения. Таким образом организм переключается с одного вида деятельности на другой, что позволяет ему адекватно реагировать на свои постоянно возникающие потребности и на перемены в окружающей среде. При недостаточной силе мотивационного возбуждения и при слишком большом возбуждении способность центральной нервной системы образовывать следы, перерабатывать их и извлекать на поверхность для осуществления тех или иных действий резко уменьшается. Две крайности — пониженная возбудимость и непомерно сильная возбудимость — одинаково вредны для памяти.

Немаловажное значение при создании кратковременной и долговременной памяти имеет еще один фактор — время поступления раздражения в нервную систему и продолжительность этого раздражения. Каждый из тех, кто бывал в новых для себя местах, богатых достопримечательностями, вспомнит, что недостаток времени обычно вызывает желание обежать за два-три дня все музеи и исторические места. Так бывает в первый день, но на второй и особенно на третий день такого напряженного изучения, запоминания и усвоения незнакомого материала человек начинает чувствовать себя утомленным, теряет ко всему интерес. Это проявление начальных признаков невроза, наступающего вследствие недостатка времени для усвоения информаци, называют информационным неврозом.

На способность коры мозга запоминать влияет общение индивидуума с окружающим миром. Так, у животных, которые в ходе опытов были изолированы от внешней среды, функционирование памяти в той или иной степени нарушилось. Установлено, что в ранний период развитие организма общая атмосфера, в которой оно протекает, события, происходящие вокруг животного, и т.п. особенно важны. Процедура кормления, игра со взрослыми, а позже со сверстниками, теплое и ласковое отношение — все эти, можно сказать, «социальные» факторы необходимы для правильного развития центральной нервной системы.

Что помнит и забывает сердце?

А теперь покинем стены научных лабораторий и перейдем к примерам, которые ежедневно поставляет нам жизнь. Вспомним, что мать, вынув ребенка из люльки, в которой он плакал от голода (голодная мотивация), покачивает его на руках «по пути» к бутылке с молоком. Ребенок обычно успокаивается. Покачивание на руках — сильный кинетический раздражитель, который и в дальнейшем успокаивает ребенка, сигнализируя ему, что вскоре последует желанное кормление.

Случаев полной изоляции человека с самого рождения, его жизни в неадекватной среде — в стаде или в семье животных — в истории человечества немало.При попытках»очеловечивания» выросших в столь неестественных условиях детей возникали серьезные проблемы, связанные с воспитанием и обучением, так как их память была серьезно расстроена. У животных изоляция от коллектива часто приводи! к самоубийству — например, у тюленей. «Самоотлучение» у людей представляется результатом старческой депрессии. Некоторые из них не могут найти себе никакого занятия с наступлением преклонного возраста, что приводит к угнетению психики и стремлению отойти от общества.

Но особенно важное значение приобретает изоляция от общества в раннем возрасте. Установлено, что у животных, которые выросли в полной изоляции от себе подобных, с трудом образуются новые навыки, с трудом возникают условные рефлексы, а если и возникают, то ненадолго.

Слабее, но все же достаточно четко просматривается влияние изоляции у животных, которые содержались и воспитывались в обычных условиях, то есть с родителями и сверстниками, а позже были изолированы на один или несколько месяцев. Начальная «социализация» послужила для них защитным фактором, предохранившим память от сильных нарушений. Сходная ситуация наблюдается и у людей: когда детей изолируют от родителей или запрещают им играть со сверстниками, это очень плохо отражается на их способности воспринимать новые раздражители и превращать кратковременную память в долговременную. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что изоляция от себе подобных, как у животных, так и у человека, отрицательно влияет на механизмы памяти.

Что происходит с памятью, когда ранее изолированный индивидуум возвращается в свою социальную среду? Наблюдения показали, что наступает медленное улучшение его способности образовывать рефлексы и прочно их закреплять. Если же изоляция наступила в первые дни жизни и продолжалась достаточно долго, приспособление к социальной жизни происходит очень медленно и конечные результаты его ненадежны.

Обсуждавшиеся нами проблемы имеют прямое отношение к воспитанию молодого поколения. В развитых странах земного шара воспитание детей происходит в детских яслях и детских садах.Позже, в школьном возрасте, дети учатся также вместе со сверстниками. Это хорошо влияет на развитие памяти. Игры со сверстниками, сердечное отношение учителей и воспитателей — факторы, углубляющие обучение и прочное запоминание нового. Однако в последние годы во многих странах все чаще раздаются голоса, ставящие под сомнение (по нашему мнению, абсолютно справедливо) целесообразность раннего отрыва детей от семьи, главным образом от матери. Многочисленные опыты на животных и наблюдения за людьми показали, что никакие идеальные условия не могут заменить материнской заботы, как в процессе роста ребенка, так и в его воспитании и обучении.

Несколько слов о роли наказания в раний период развития организма. Несправедливое наказание детей всегда влечет за собой негативные последствия. У отдельных индивидуумов оно вызывает постоянное ожидание чего-то плохого, что накладывает отпечаток на поведение ребенка, и в результате вырабатывается характер «фаталиста» с сильно выраженной пассивно-оборонительной реакцией. Со-тветственно этому ослабляется память на раздражения, которые не связаны с защитой организма.

А теперь рассмотрим, как на деятельность организма влияют забота и ласка. Американский ученый Гент, в течение восьми лет работавший у академика И.П.Павлова, специально изучал этот вопрос и даже организовал в Мексике симпозиум на эту тему.

Опыты показали, что когда собаку воспитывают ласково, нежно произносят ее кличку, вмонтированные в ее сердце датчики сигнализируют о повышенном кровоснабжении органов. Этот факт имеет исключительно большое значение. Он заставляет нас подумать о своих собственных взаимоотношениях и отражении их на здоровье каждого члена коллектива или семьи.

Гент пошел дальше. Он вырабатывал защитные рефлексы у собаки иисследовал при этом ее дыхание, частоту пульса, мочевыделение и другие функции. Все они, естественно, изменялись при нанесении электрических раздражений или при подаче условного сигнала, предшествующего раздражению. Но если подача сигналов не подкреплялась ударом электрического тока, защитная реакция начинала быстро угасать;иными словами, животное постепенно забывало сигналы, которые прежде имели для него определенное биологическое значение. Как же вело себя в это время сердце? После многократной подачи условного сигнала, несмотря на то что он не подкреплялся больше электрическим раздражением, животное продолжало реагировать на него усилением сердечной деятельности.

Так Гент пришел к выводу, что при переживаниях отрицательного характера сердце первым «запоминает» и последним «забывает» (обиду, оскорбление, боль и т.п.). В сущности, «помнит» не сердце. Руководит всем центральная нервная система. Она первой реагирует на раздражение и по определенному каналу направляет соответствующий импульс к сердцу. Сердце получает эти импульсы очень долго, даже тогда, когда уже не существует ни электрического раздражения, ни исходящей от него опасности.

Ученые установили и еще нечто очень важное. Эта своеобразная форма плохой приспособляемости организма лежит в основе механизма одной из самых распространенных современных болезней — повышения кровяного давления. Нервная система оставляет в себе мельчайшие следы нанесенного болевого раздражения, и хотя все другие органы, получающие импульсы, уже создали на «путях» этих следов «преграды забывания», остается один свободный «канал» — к сердцу,который работает продолжительно и беспрепятственно. Вот почему в профилактике гипертонической болезни на первое место всегда ставят правило: поменьше несправедливых упреков и наказаний, поменьше переживаний и не только переживаний, но и поступков, которые могут их вызвать!..

Как у подопытных животных, так и у человека белковый голод в начале жизни имеет большое, если не фатальное, значение для дальнейшего развития мозга. Как следствие недостатка белков в пище новорожденного и растущего ребенка нарушается его способность к быстрому запоминанию и усвоению информации в детском саду и школе. Микроскопическое изучение мозга животных, которые содержались на безбелковой диете сразу же после рождения, показывает существенные изменения в структуре нейронов многих отделов мозга.



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
08:07   Матвиенко ответила на вопрос о кадровых перестановках в правительстве

08:02   Спасатели рассказали об эвакуации 300-килограммовой москвички из квартиры

08:02   В Германии подняли вопрос о примененном в ходе конфликта на Украине химоружии

08:01   Захарова заявила о рисках военных инцидентов из-за учений НАТО

08:01   В России заметили рекордную текучку кадров

08:01   Wildberries захотел вывести компанию в Дубай

08:00   Сотни тысяч аргентинцев вышли на протест к президентскому дворцу

07:55   Мигранта задержали за пропаганду Талибана девушке из соцсети

07:53   В России отреагировали на учения НАТО в Финляндии

07:43   Россиянка описала отдых в Узбекистане фразой «действительно очень опасно»

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 24.04.2024



Тематические фотоподборки

Танцевальный стоп-кадр

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |