Ошибаются те, кто думает, что 14 февраля – это день всех Валентинов. 14 февраля – это международный день любви и романтики. Так уж повелось, что главным символом этого праздника считается сердце или в простонародье «валентинка». А история праздника уходит своими корнями в III век нашей эры в стольный град Рим. Император Клавдий II издал приказ, который сегодня мы бы назвали «ни-ни», если быть точнее, то «молодые люди, годные для воинской службы, не имели права жениться, так как это неблагоприятно отражалось на общем боевом духе армии». Но любовь – это добро, которое как в любой нормальной сказке обязательно побеждает зло.
И в этот раз она победила. Священник по имени Валентин пошел наперекор императору и продолжал свадебные церемонии для влюбленных, за что и был приговорен к казни и уже посмертно стал Святым.
День Святого Валентина – это католический праздник. Не надо забывать, что христианские традиции имеют свой день влюбленных – 8 июля церковь отмечает день святых Петра и Февронии, которые жили в любви и согласии и умерли в один день. Народное поверье гласит: «кто повенчается в этот день, будет жить долго и счастливо в любви».
День святого Валентина, или День всех влюблённых — праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Предположительно назван по имени одного из двух раннехристианских мучеников с именем Валентин — Валентин Интерамнский и Валентин Римский.
Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.
Луперкалии Древнего Рима
История праздника дня святого Валентина берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима. Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля.
В древнем мире детская смертность была очень высока. . В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворожденных и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению. Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян святым. Каждый год, 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Есть свидетельства, что даже Марк Антоний бывал луперком.
В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот ещё долгое время существовал.
Святой Валентин и история возникновения праздника
В 494 году Папа Геласий I попытался запретить Луперкалии.
В Православной энциклопедии отмечается, что «более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии — древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля».
В то же время, по другим данным, основанным на исследованиях историков Уильяма Френда и Джека Оруча (опубликованы в 1967—1981 гг.), утверждение о том, что произошла обыкновенная замена языческого культа, христианским празднованием, как это было ранее с Рождеством является не более, чем догадкой, возникшей в XVIII веке у антикваров Албана Батлера, который занимался составлением т. н. «Батлерова жития святых»(англ. The Lives of the Fathers, Martyrs and Other Principal Saints), и Франциском Сальским на основании полного отсутствия достоверных данных о Валентине, поэтому была сделана попытка искусственно связать сочинения XIV века с событиями происходившими в III веке. Учёные Майкл Кэйлор и Генри Келли также считают, что нет доказательств указывающих на связь между современными романтическими повествованиями, и римским фестивалем.
Протодиакон Андрей Кураев по данному поводу замечает, что:
Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на 14 февраля — неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки библейского канона. И все же я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что «в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюбленных, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых» .
Легенды о святом Валентине
В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, в те далекие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 286 года.
Согласно другой легенде римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин, как лицо принадлежавшее в высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти, Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей.
Сердечко-валентинка — символ праздника
Открытки-валентинки в виде алого сердечка сейчас очень хорошо известны в качестве символического подарка в День святого Валентина.
Создание первой «валентинки» приписывают ещё и герцогу Орлеанскому в 1415 году. Он сидел в темнице и таким образом, возможно, боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене.
А наибольшего распространения открытки-«валентинки» достигли уже в XVIII веке.
Современное празднование
В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» Валентинову дню было дано описание, согласно которому 14 февраля являлось скорее не праздником, а днём проведения своеобразного ритуала, участники которого на протяжении всего года ощущали на себе его последствия:
«Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его „Валентиной“, также как и он её „Валентином“, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его „дамой сердца“.»
В 1969 году празднование дня памяти св. Валентина, как общецерковного святого было прекращёно, а имя его удалено Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых, по причине того, что о данном мученике нет никаких точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом.
В настоящее время Римско-католическая церковь отмечает в этот день память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, а указанный праздник перешёл в разряд необязательных.
В православной церкви память Валентина, пресвитера Римского, с именем которого обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля (старого стиля — в старостильных церквах, нового стиля — в новостильных). Покровителями благополучия в супружеских отношениях на Руси считались Пётр и Феврония Муромские.
В 2008 Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти (8 июля нового стиля, что соответствует 25 июня старого стиля) «Дня супружеской любви и семейного счастья»
В России
В России праздник носит светский характер и отмечается с начала 90-х годов XX века.
Отношение католической и православной церквей к этому празднику неоднозначное.
Католичество
Римско-католическая церковь никаких особых праздничных богослужений в день святого Валентина официально не проводит, считая его празднование народной, а не церковной традицией. В церкви же отмечается «память», а не «праздник» святого.
Генсек Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский, в свою очередь сообщил РИА Новости, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюблённых», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным».
— Церковь не отмечает День влюбленных. Обобщение // РИА Новости-Поволжье,14.02.2008 г.
Православие
Неодобрительно относятся к празднику некоторые иерархи Русской православной церкви.
Резко отрицательное отношение к празднику св. Валентина, показывают представители некоторых молодёжных объединений, которые считают этот праздник чуждым для русской культуры и видят в нём плохое влияние других стран.
Это происходит ещё и потому, что в России с 2008 года снова появился свой официальный праздник — Всероссийский День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного счастья, любви и верности.
Предпринимаются попытки предложить альтернативу празднованию Дня святого Валентина в виде Дня святого Трифона (также 14 февраля по новому стилю).
В то же время в защиту Дня святого Валентина высказывался известный православный деятелей протодиакон Андрей Кураев, считающий, что несмотря на зарождение традиции празднования в католической культуре, День святого Валентина имеет и православные корни тоже. В качестве примера Кураев приводит историю возникновения празднования Рождества, а так дня Николая Чудотворца. А также приятие Русской православной церковью 9 мая — Дня Победы
Ислам
Отношение некоторых представителей исламского духовенства к этому празднику является негативным.
Общество
Тем не менее День святого Валентина, почти для половины россиян превратился в полноценный праздник. Об этом свидетельствуют данные опросов ВЦИОМ (ВЦИОМ) и Левада-Центра. По данным ВЦИОМ, наиболее популярен этот праздник среди молодёжи. Более 81 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет отмечает этот праздник. В ходе исследования, проведённого «Левада-Центром», выяснилось, что в данный момент 53 % россиян считает себя влюблёнными. Между тем есть и те, кто готов бороться с «чуждой» традицией празднования этого дня.
В число подарков входят: сувенирные сердечки, цветы, открытки и т. д. Основную массу покупателей, по статистике, составляет молодёжь.
Коммерциализация праздника
В связи с ростом спроса на подарочные изделия высказывается отрицательное отношение к коммерциализации праздника в обществе, как тоже самое происходит с такими религиозными праздниками, как Рождество и Пасха.
Публицист Татьяна Фёдорова по поводу этого замечает, что происходит «создание специфического, достаточно дурновкусного, антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви-рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов, на любовь-„эрос“» В то же время она замечает, что нет ничего плохого в том, чтобы используя опыт иной традиции воплощать ценности любви совершая «маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей», а также, что каждый человек сам решает «поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то свое, собственное»