DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как появилось слово «стереотип» и что оно означало?


Как появилось слово «стереотип» и что оно означало?

Слово «стереотип» переводится с греческого как «твёрдый отпечаток». Как-то не вяжется с теперешним значением термина. Но когда-то стереотип действительно был твёрдым предметом, хранящим на себе какой-нибудь отпечаток. О чём речь?

Оказывается, всё дело в одном из докомпьютерных способов набора текстов: сначала вручную при помощи касс с литерами, а затем и на строкоотливных машинах — линотипах. Книги требовалось периодически переиздавать. Если в текст при этом вносили существенные изменения, тут уж ничего не поделаешь — надо набирать заново.

Но что если требуется переиздать книгу вообще без каких-либо изменений? Зачем заставлять наборщиков выполнять двойную работу?

Казалось бы, всё просто — надо просто не разбирать набор, а сохранить его. Но это только легко сказать. Во-первых, он сильно изношен при печати предыдущего тиража, а во-вторых, тяжёл, громоздок — помещений не напасёшься для хранения. А ещё типографский сплав довольно дорог, поэтому полиграфисты переплавляют набор, чтобы потом набрать что-то другое.

Выход нашли такой: снять с набора тем или иным способом слепок. Таких способов придумали несколько, но все они позволяют делать слепки сравнительно лёгкими, компактными, недорогими, удобными для хранения. Когда же наступает пора переиздать книгу, при помощи слепков изготавливают новые печатные формы.

Сами слепки — это и есть стереотипы — возвращают в хранилище, а с форм печатают новый тираж, после чего снова их переплавляют. Заново набирать приходится лишь те страницы, на которых указан изменённый год издания. А также его номер, который указывают так: «издание такое-то, стереотипное». Видели, наверное, на старых книгах?

Кроме высокой печати, полиграфисты давно пользуются плоской и глубокой. Здесь «стереотипы» — это листы прозрачной плёнки с текстом и изображениями. С них можно в любой момент получить формы фотоспособом. Да и для высокой печати со временем научились получать такие формы — из фотополимеров.

Ну, а когда в полиграфии начали применять компьютеры, отпала необходимость даже в хранении тонких, занимающих совсем мало места, плёнок. Их всегда можно изготовить заново, такая технология называется computer-to-film. Или даже обойтись без них, изготовив под управлением «умной машины» сразу офсетную форму, этот способ зовётся computer-to-plate. А в переходный период пользовались таким «костылём»: набрать и отредактировать текст на ЭВМ, вывести на перфоленту, а затем линотип по ней автоматически изготовит новый набор.

Ещё есть трафаретная печать, которой пользуются, если тираж невелик: износ трафаретов очень быстрый. Раньше для этого брали специальные листы, в которых обычной пишущей машинкой со снятой лентой пробивали отверстия в форме букв. Либо при помощи специальных машин отверстия в трафаретах прожигали, «стереотипом» при этом служил обычный лист бумаги, считываемый машиной. Вторым способом пользуются до сих пор, так работает, в частности, ризограф. Но современные машины обычно не считывают изображение с бумажного листа, а получают его непосредственно с компьютера. 

Полиграфисты больше не пользуются стереотипами, но само слово осталось — в переносном значении, в котором оно используется до сих пор.

Автор: Maкcим Tипoв
Просмотров страницы: 265


Теги: стереотипы, набор текста, значение термина, ,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
15:40   Летевшая на родину россиянка застряла в Италии по вине армянской авиакомпании

15:36   Появилась новая технология изготовления солнечных батарей

15:35   В Киеве начали демонтаж посвященного Переяславской раде монумента

15:34   «Пикник» поднял ценник на выступления после трагедии в «Крокусе»

15:32   Страны G7 заявили о снижении зависимости от российского топлива

15:28   55-летняя звезда «Отчаянных домохозяек» показала лицо без косметики

15:21   Рогов сообщил о переходе села Работино под контроль ВС России

15:12   «Большая семерка» захотела снизить зависимость от России в атомной энергетике

15:10   Сотни направлявшихся в Турцию россиян застряли в аэропорту почти на девять часов

15:03   Мощная пыльная буря накрыла российский регион

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 30.04.2024



Тематические фотоподборки

Оригинальный Бэтмобиль

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |