Какую книгу считают первой датированной русской книгой?
Эта старинная книга несколько столетий хранилась в Софийском соборе Новгорода. И лишь в начале XVIII века упоминание о ней появляется в описи Воскресенской дворцовой церкви Московского Кремля. В 1720 году Петр I приказал доставить ее в столицу. Но после смерти Петра книга затерялась.
Личный секретарь Екатерины II, разбирая после кончины вещи императрицы, обнаружил рукописный памятник, который преподнес Александру I. Император распорядился передать книгу в Императорскую публичную библиотеку. В настоящее время она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
С 29 октября по 1 ноября 2007 года в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге проходила международная научная конференция, посвященная 950-летнему юбилею бесценному рукописному экземпляру.
«Остромирово Евангелие» — самая древняя датированная русская книга, дошедшая до наших дней.
Свое название этот памятник культуры получил по имени князя Остромира — дальнего родственника князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Дед Остромира Добрыня (былинный Добрыня Никитич) приходился дядей князю Владимиру и активно участвовал в крещении Руси. Новгородский посадник Остромир при крещении принял имя Иосиф. Заказчик вскоре после написания книги погиб со своей дружиной во время похода на чудь, но его имя навсегда связалось с написанной для него книгой.
Автор «Остромирова Евангелия», дьякон Григорий, начал писать осенью 1056 года, а закончил в мае 1057 года. Григорий и сообщил в своем послесловии об имени заказчика рукописи:
«Слава Тебе, Господи, Царь небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие. Начал же писать его в лето 6564, а закончил в лето 6565. Написал же Евангелие сие рабу Божию, нареченному в крещении Иосифом, а по-мирски — Остромиром, родственнику князю Изяславу, в то время, когда Изяслав князь придержал власть и отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам же Изяслав князь держал стол отца своего Ярослава в Киеве, а стол брата своего поручил управлению родственнику своему Остромиру в Новгороде…
Я, Григорий диакон, написал Евангелие, и если кто лучше сего напишет, то пусть не зазирает меня, грешника. Начал же писать месяца октября в 21 день, на память Илариона, а окончил месяца мая в 12 день на память Епифана. Молю же всех почитающих, не проклинайте, но исправив, прочитайте, что и святой апостол Павел говорит: „Благословите, а не проклинайте“. Аминь».
Это «праздничная», богатая книга, созданная для приближенного киевского князя. Она изготовлена из высококачественного пергамента, который обычно делали из шкуры молодых телят. Стиль рукописи — устав, родом из Византии, его отличает строгость написания букв. Заголовки выполнены золотом, с многочисленными узорами-символами.
В книге есть три миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Интересно, что миниатюры с изображением Луки и Марка отличаются от изображения Иоанна, иконография Иоанна не имеет аналогов. За пределами рамки видна фигура льва. Эксперты считают, что лев здесь символизирует Христа, что свойственно западному искусству.
Считается, что эти миниатюры написал художник-грек, поскольку выполнены они техникой инкрустированной эмали, употреблявшейся тогда исключительно в Византии.
Оформление поражает художественностью, красочностью. Например, инициал буквы «В» употреблялся 135 раз, но каждый раз в новом написании!
Рукопись была украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями. Из-за оклада книга чуть не погибла: в 1932 году из библиотеки ее выкрал водопроводчик. Он сорвал переплет, а саму книгу закинул на шкаф, где ее и обнаружили.
По содержанию это богослужебная книга (апракос), в которой тексты располагаются по порядку их чтения в храме в воскресные и праздничные дни, начиная со дня Пасхи. Месяцеслов Евангелия содержит имена святых как Западной, так и Восточной церкви. Рукопись была создана всего спустя два года после разделения Церквей на Православную и Католическую в 1054 году.
Отрывки из книги входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1853 году увидело свет издание с приложением словаря, греческого подстрочного текста и грамматики. Материал книги послужил основой для создания современной грамматики и словарей старославянского языка.
В 2011 году «Остромирово Евангелие» внесено ЮНЕСКО в реестр «Память мира» как значимый памятник мирового культурного наследия.
Автор: Eлeнa Гвoздeнкo Просмотров страницы: 89
|