Устами великих... Почему быть в большинстве - большая глупость?
Быть в большинстве — быть в правоте. Сознательно или подсознательно, но стадный инстинкт живет в каждом из нас. Или — в большинстве. Почему быть в большинстве плохо? Послушаем, что говорили древние и знаменитые на этот счет…
1. «Если вы сказали что-то важное и вас не назвали провокатором, значит, вы сказали банальность — мнение большинства на вашей стороне». Фриц Морген.
Иными словами, если вы сказали что-то серьезное, и не шутки ради, и вас похвалили, поддержали под обе руки, облобызали в обе щеки — велика вероятность того, что вы сморозили общепринятую глупость, даже если и с самым умным видом. И напротив, если вам на голову, например, с диким грохотом, внезапно вдруг сваливается оглушительная тишина или, не дай бог, поднимается крик: «Караул! Убивают! Провокация!» — велика вероятность, что вы сказали что-то стоящее. Так называемое провоцирование — неплохая лакмусовая бумажка по выявлению банальных глупцов. В том числе хотя бы потому, что думающего человека спровоцировать не так-то просто.
2. «Иногда большая часть побеждает лучшую». Тит Ливий.
Я бы даже осмелился сказать — (почти) всегда. Большинство стремится именно победить. Везде. В спорте, на войне, в бизнесе, в споре. Потому как победа для большинства — самый очевидный показатель силы, которую большинство и уважает больше всего. Но дело в том, что лучшее меньшинство часто не чурается быть побежденным худшим большинством. Уступить. Поддаться. Уйти в тень. Хотя бы потому, что в силе много слабости, а в видимой слабости — сила.
3. «Можно побиться об заклад, что всякая широко распространенная идея, всякая общепринятая условность есть глупость, ибо она принята наибольшим числом людей». Никола де Шамфор.
Верите в то, что Земля круглая, а женщина — такой же человек, как и мужчина? А как вы думаете, что об этом скажут лет через триста? Пятьсот? Тысячу?
Ведь человечеству будет скучно придерживаться тех же идей, пускай даже фактов — не «подправит» ли оно Землю, не получится ли так, что женщина, с неуемной энергией феминисток и подсознательной обидой женщин на всех мужчин, не то что равна мужчине, а лучше, выше его во всех смыслах, а таинство продолжения жизни и есть «главное превосходство», и по нему, следовательно, судить о всякой пользе и важности, как у муравьев или пчел.
4. «А что такое демократия? — угождение грубому большинству. Угождение большинству означает: равнение на посредственность, равнение по низшему уровню, отсечение самых тонких высоких стеблей. Сто или тысяча остолопов своим голосованием указывают путь светлой голове». А. Солженицын.
Все это в действии работает уже сегодня на примере западной цивилизации. Повторяемое остолопами «Каждый имеет право на мнение» — и мнение мудреца приравнивается к мнению больного с синдромом Дауна. Дети диктуют родителям, глупцы вовсю повторяют, что ребенок тоже человек, его надо уважать с пеленок, а учителя не имеют права сделать замечания наглым недорослям, даже когда те их бьют по голове.
Малограмотный народ якобы выражает свою волю на выборах, хотя ни бельмеса не смыслит ни в самих выборах, ни в политике, ни в демократии и не умеет управлять собственной женой, не то что государством. Да и, в конечном итоге, все равно выбирают кого надо, кому надо.
5. «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться». Марк Твен.
Четкое правило, хотя и не аксиома. (Ведь все-таки меньшинство переходит дорогу на красный свет, злоупотребляет наркотиками или ездит на крышах электричек, обнадеживая всех нормальных людей снести себе, наконец, безбашенную голову, не правда ли? Ах, да, это ведь не его, большинства, правило, а лишь что-то данное ему).
Но что касается общественных мнений и разного рода рассуждений большинства на большинство тем, то здесь — да, побыл на стороне большинства пять минут, послушал, плюнул и переходи в противоположный лагерь. А еще лучше — остановись на полпути, у ручья в поле, разбей палатку и не торопись присоединиться ни к одной из сторон. Не ошибешься.
6. «Всякая стадность — прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу. Истину ищут лишь одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно». Б. Пастернак.
И действительно, разве не широкое большинство так обожает разных кумиров, признанных деятелей, популярных знаменитостей и героических предков прошлого, компенсируя свою серость и никчемность за их счет?
Если вы услышите что-то вроде «Да мы разбили Наполеона и Гитлера!» или «Это мы первыми полетели в космос!» — будьте уверены, перед вами никчемное большинство, у которого: а) нет ничего своего, чем оно могло бы хоть сколько-то гордиться, раз оно так любит гордиться; б) нет и мозгов, при помощи которых оно могло бы подумать, что оно просто повторяет всученный ему в зубы шаблон для временного облегчения своих комплексов.
7. «Когда человек мыслит глубоко и серьёзно, ему плохо приходится среди широкой публики». И. Ф. Гете.
Большинство плавать вообще глубоко не умеет. Психология толпы заставляет больше скользить широко во все стороны по поверхности океана всех тем, всех предметов, гордо раздувая паруса своего тщеславия. И тот факт, что под ним еще одиннадцать тысяч метров, не только удивляет его, но и возмущает — да просто бесит его, большинство.
Глубоководные же одиночки обречены на редкое высовывание головы на широкой глади, по которой незамысловатое большинство то и дело бьет его увесистым веслом своей уверенности и своих общепринятых правд и мнений. Чтобы и дальше уверенно скользить вдаль под парусами своего невежества.
8. «Вещь не перестаёт быть истиной от того, что она не признана многими». Бенедикт Спиноза.
Да… Но многим, слава богу, этого не понять.
Автор: Игopь Tкaчeв Просмотров страницы: 140
|