От успешного работника - к успешному бизнесмену
Не секрет, что мечта открыть собственное дело очень притягательна для многих. Работать не 'на дядю', а на себя кажется очень заманчивым.
Однако на пути к процветанию в собственном бизнесе приходится преодолевать множество проблем.
Жизнь многим кружит голову. Но хорошо, если это головокружение от успехов, а если нет? По статистике, из десяти новых предприятий в России выживает одно-два. Это много или мало? Для сравнения: в США из пяти новых фирм через четыре года остается одна, и именно она считается успешной. Успешной потому, что успешен хозяин. Как отмечал Йозеф Шумпетер, 'жемчужина' австрийской экономической мысли, свой бизнес - это не для всех, а максимум для 1-2% населения любой страны. Почему? Для самостоятельных 'похождений' в мире бизнеса необходимо быть особым человеком, обладающим целым комплексом качеств.
Последний учебник по бизнесу - 'What no one ever tells you about starting your own business', Jan Norman, выпущенный в Нью-Йорке в 2003 году, назвал следующие качества успешного предпринимателя.
Целеустремленность. Быть настойчивым в достижении поставленных целей, быть готовым к жертвам и проявлять оптимизм, даже если кажется, что ваш бизнес идет к банкротству.
Инициативность. Если человек будет вести себя подобно маленькому ребенку, безоговорочно следующему советам старших, его бизнес вряд ли будет успешен. 'Бабушкины советы' не годятся для выстраивания бизнес-стратегий.
Глубина экономического мышления. Наличие качественного образования в данной сфере - неоспоримый плюс для достижения успеха в бизнесе. Это помогает перейти от 'графического' мышления к 'цифровому'.
Инновационная активность. Умение и готовность к постоянному обновлению 'товарной линейки', модернизации производства, применению передовых технологий управления; динамика в процессах позиционирования и 'перепозиционирования' продуктов и услуг, а также готовность постоянно осваивать новые методы организации производства и управления. 'Красной нитью' всех зарубежных исследований успешных бизнесменов проходит мысль, что человек не может быть предпринимателем, если он не новатор, не умеет придумывать что-то такое, во что 'влюбятся' потребители и 'проголосуют' за это деньгами.
В России все далеко не так просто. Можно быть прекрасным изобретателем и умереть с голоду, так и не сумев 'достучаться' до кошельков потребителей. Россия как 'страна переходной экономики' полна возможностей все заработать и в то же время все потерять. И если на Западе россияне начинают скучать от традиционности и консерватизма, в нашей стране бизнесменам 'не соскучиться'. Парадокс, но именно это привлекает многих, даже тех, кто когда-то думал сказать своей родине 'Прощай!'. Так или иначе, российская экономика предоставляет огромные возможности для бизнеса.
Каждый исторический промежуток в России был своеобразен по отношению к мировым тенденциям. И быть креативным у нас всегда было недостаточно. Любопытно, что сегодня об этом говорят даже чиновники. Заглянем в 'Краткий курс торгового предпринимательства', подготовленный при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы, выпущенный в 2001 году. Там написано следующее: 'Что надо изучить, прежде чем вы выберете место дислокации малого предприятия торговли? Уровень коррумпированности местных органов власти; размеры взяток, которые следует давать чиновникам, представителям органов правопорядка и другим для того, чтобы можно было без помех заниматься предпринимательством; уровень организованной преступности в зоне предполагаемой деятельности; какая группировка будет вашей потенциальной 'крышей'; что выгоднее: платить милиции, чтобы она защищала от мафиозных структур, или 'спонсировать' местных авторитетов, чтобы они защищали вас от противозаконных действий со стороны работников органов МВД и тому подобное'. При этом без обиняков заявляется, что 'без ответов на эти вопросы вам обеспечено банкротство в течение ближайших 6-8 месяцев'.
Что ж, действительно, хотя пик криминала, который пришелся на начало 1990-х годов, прошел, недоучитывать эти вопросы тоже нельзя. В этом отношении очень показательна история Вадима Полякова, основателя 'Театра нерешенных проблем' в Санкт-Петербурге. На определенном этапе его бизнесу были поставлены серьезные преграды. Открыв в начале 90-х годов свой театр, он привлек внимание криминала своим потенциалом - билеты на премьеры покупались за несколько тысяч долларов. Факт того, что самый дорогой театр в городе оставался независимым вызвал, в свою очередь, недовольство чиновников. Все это привело к временной эмиграции талантливого режиссера за границу.
Препятствия бюрократической машины и особенности российского характера вызывают удивление у тех, кто открывает свой бизнес в России, будучи иностранным гражданином. Однако не стать 'русским', ведя бизнес России, просто невозможно, - считает глава крупной фармакологической компании, индиец по происхождению, Вяз Маниш. 'Застолья по случаю заключения контракта - вот к чему приходится привыкать иностранцам', - утверждает он. Но это далеко не все. Если взаимовыгодное сотрудничество со средним уровнем чиновничества можно наладить без особых проблем, то с представителями крупных министерств и ведомств просто невозможно обсуждать ряд вопросов. Например, вопросы, связанные с выдачей лицензий на производство фармацевтических препаратов. Приходится мириться с существованием монополий, создаваемых чиновниками совместно с приближенными к ним бизнесменами, которые 'блокируют' целые рынки от любой конкуренции.
Если продолжить выявление слагаемых успешного бизнеса в России, то значимое место среди них занимает, безусловно, профессионализм предпринимателя. Успешная карьера в той или иной области перед открытием своего бизнеса - явление весьма типичное. Но при этом на практике важна не столько сама 'карьера', сколько 'успех на работе'. Например, Сергей Борисов, учредитель консалтинговой группы 'Борисов и партнеры', начинал свой путь в бизнес с работы юрисконсультом в крупной компании, где добился успеха. Очевидность успеха заключалась в том, что после его ухода из компании многие постоянные клиенты компании, узнав, что он открыл собственный бизнес, ушли вслед за ним.
В общем, сказать, что существует абсолютный 'рецепт' успеха в бизнесе, наверное, невозможно. Прежде всего, всегда следует помнить, что уходя из теплых офисов и лишаясь стабильной зарплаты и 'папы-директора', который решает многие вопросы, вы окунаетесь в бурные воды бизнеса. Недаром многие открывают свое дело под 'зонтиком' известных фирм или брендов. В Европе только 5% новых товаров выходит под новыми торговыми марками, а остальные 95% в начале своего жизненного цикла используют силу 'раскрученных' торговых марок. Здесь цена даже небольшой ошибки очень высока - не просто потеря работы, как в случае с наемным трудом, но и потеря капитала, квартиры, машины, друзей и так далее. Во-вторых, необходима команда единомышленников, а не простое суммирование даже очень талантливых и одаренных личностей. В-третьих, формирование круга постоянных клиентов - вот что является залогом финансовой устойчивости бизнеса. Как известно, в малом бизнесе именно они дают 80% прибыли. Ну, и, в-четвертых, немного везения. Удачи вам!
Просмотров страницы: 270
|