DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Психология

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Ходят слухи, что сплетен уже нету? Признаки слухов.


Ходят слухи, что сплетен уже нету? Признаки слухов.

Слух – это самотранслирующаяся неофициальная информация с неопределенной степенью достоверности, сообщаемая либо в процессе непосредственного межличностного общения, либо опосредованно передаваемая субъектом знакомым участникам коммуникации.
С. Беззубцев.

Слух – один из видов распространения информации.
Правда, вероятность искажения этой самой информации возрастает прямо пропорционально количеству ртов и ушей, через которые прошел слух. Очень часто слухи распространяются быстрее, чем официальная информация.

А лучший способ подогреть интерес к какому-нибудь событию – прямо запретить о нем говорить или заявить о полном несоответствии слуха истине. При этом желательно тут же пересказать слух и постараться его опровергнуть. Будьте уверены, люди обратят внимание и запомнят сам слух, а не его опровержение. Слова «Вы слышали, говорят, что ... , но я этому не верю, это неправда» – самое любимое вступление у многих сплетников и распространителей слухов.

Есть несколько предпосылок возникновения слухов.
Сталкиваясь с непонятным явлением и не находя достаточного объяснения какому-то событию, человек обращается за советом или помощью к знакомым, но при этом интерпретирует произошедшее так, как он сам его воспринимает и понимает. А если у человека есть вполне определенная точка зрения на событие, то он хочет лишний раз убедиться в своей правоте или показать отношение или превосходство относительно кого-либо. Словами «я бы так никогда не поступил (не поступила), у меня бы совести не хватило так сделать» часто заканчивается изложение какого-то слуха. При этом отметается сама мысль о причастности рассказчика к происшествию и дается его «моральная» оценка.

С развитием цивилизации, разделением труда, усложнением межличностных связей возрастает потребность в обмене информации, которую не всегда можно получить официальным путем – через СМИ, электронные источники и такие традиционные «кладези информации» как книги.

Слухи часто играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности (особенно публичной). Слухи могут усугубить панику (вспомните перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

Признаки слухов.

1. Коллективное авторство и анонимность.
Кто-то кому-то что-то казал, тот передал другому в той степени, насколько понял сам, и добавил кое-что от себя, и так пошло по цепочке. Это как игра в испорченный телефон: если устная информация прошла через 12-15 участников – сам автор не узнает свои слова, настолько они бывают искажены. Особенно это касается слухов относительно событий и происшествий, которые являются проблемными или эмоционально затрагивают людей.

2. Неопределенность достоверности информации.
Абсолютно недостоверных слухов не бывает. Поговорка «в каждой сказке есть доля правды» верна и относительно слухов. Абсолютно правдивых слухов тоже не бывает хотя бы потому, что в устном пересказе каждый из участников может добавить кое-что свое или интерпретировать ситуацию по-своему, а ведь у каждого своя правда. К тому же, разным людям один и тот же человек может рассказывать разные версии одного и того же слуха.

3. Устность.
Слух передается от одного человека другому, при этом учитываются интересы и потребности слушателя, потому что слух должен вызывать доверие выглядеть правдоподобным именно для того человека (или группы людей), которому он рассказывается. Хотя в последнее время «сарафанное радио» начинает уступать место Интернету.

Например, если взять офисные слухи, то в пределах одного отдела они могут передаваться от сотрудника к сотруднику, а в пределах всей фирмы – по электронной почте или «аське». Если же тема слуха затрагивает и посторонних людей – такой слух может выйти далеко за пределы какой-то конкретной организации с помощью (в том числе) того же Интернета. На отраслевом уровне к делу подключаются специализированные СМИ и рекламные агентства, которые могут использовать слухи в своей работе.

Сообщения, которые транслируют средства массовой информации и официальные заявления могут быть информационным поводом для возникновения слуха, подтолкнуть передачу его от одного человека к другому, при этом продолжая изменять само содержание слуха.


Природа слуха такова, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение.
Г.Почепцов.

Если вы хотите отличать слухи от информации (или желаете сами научиться запускать слухи или бороться с ними), то вот оставшиеся 3 признака слуха. Под слухом я имею в виду не просто произвольный набор слов, но такое их сочетание, которое, будучи несколько раз высказанным в разных местах, будет повторяться много раз с самыми разными намерениями и выражениями (в том числе и с намерением этот слух опровергнуть). Ведь слух – самотранслируемый процесс.

4. Актуальность.
Информация, если она злободневная и интересная, не может быть забыта и похоронена просто так, на следующий же день. Такая информация будет передаваться из уст в уста и обрастать все новыми и новыми подробностями. Это как раз тот случай, когда сам рассказчик может услышать запущенный им слух и не узнать – слишком много людей привнесут свое в этот слух и исказят его.

5. Яркость.
Информация, содержащаяся в слухе, должна вызывать у людей определенную эмоциональную реакцию (например, удивление, ощущение прикосновения к тайне, страх), затрагивать эмоции многих людей. В истории есть много событий, вызывающих лавину слухов. Чем значительнее событие, чем важнее оно для людей (и чем меньше официальной информации о нем) – тем больше слухов оно вызывает.

Впрочем, если событие не такое уж и значительное, но в нем участвуют известные люди (артисты, политики и другие публичные личности), то оно тоже может обладать яркостью за счет состава участников. Причем, некоторые люди, стремящиеся к популярности, могут и сами создавать и распространять слухи о себе. Самый простой способ создания слухов о себе: «Обо мне говорят, что… (подробно перечисляется, кто, что и почему говорит), но это не так, я белый и пушистый». Чем чаще и подробнее человек рассказывает то, что говорят о нем другие – тем больше он хочет быть на слуху, чтоб о нем продолжали говорить и дальше.

6. Направленность слуха на удовлетворение какой-либо потребности людей.
Например, на потребность быть признанным и осведомленным в какой-либо области для поднятия авторитета (для рассказчика) и потребность в сопереживании, сочувствии, обладании личностными и моральными качествами (для слушателя).

Вспомните старую скандальную передачу «Окна» с Дмитрием Нагиевым и бабушек-старушек (и не только бабушек), ежедневно ее обсуждавших: «Боже, а ты видела этот срам, как же можно такое по телевизору смотреть, (далее следует подробный пересказ передачи, который свидетельствует о регулярном ее просмотре), я бы никогда не стала об этом рассказывать!». Затем участники разговора все вместе еще раз перемалывают косточки участникам передачи и делают вывод, что уж они-то совсем не такие, а более принципиальные и высокоморальные. Собрание сплетниц заканчивается к тому времени, когда пора расходиться по домам, чтобы посмотреть свежую, сегодняшнюю передачу, запомнить ее и запастись порцией общественного негодования, которое будет высказано завтра на том же месте, в тот же час со словами «О, как можно такое смотреть!»

Самотранслируемость слуха может объясняться содержанием (он воспроизводится до тех пор, пока его информация актуальна и затрагивает слушателей), слух может быть ответом на коллективные тревожные ожидания или быть выражением общественного желания.

Схема воспроизводства слуха такова. Один человек является непосредственным участником или наблюдателем события, происшествия (в качестве события может выступать даже сообщение средств массовой информации), у него возникает желание поделиться информацией, что он и делает в компании других лиц. Но это само по себе не является слухом. Если же среди слушателей оказываются заинтересованные или неравнодушные люди, которые своими словами передают этот слух дальше другим своим знакомым и делают это так, чтоб не оставить собеседников равнодушными – это уже рождение слуха.

На ранних стадиях развития человечества слух был единственным способом обмена информацией об источниках опасности, ресурсах для жизнедеятельности и событий из жизни первобытного общества. Сейчас слухи – это кривое зеркало, в котором отражаются уже существующие установки, стереотипы и ожидания людей. Парадокс в том, что бороться со слухами и изобличать их – дело практически безнадежное, это все равно, что подливать масло в огонь.

Автор: Haдeждa Pyби
Просмотров страницы: 265


Теги: слухи, общение, люди, сплетни, информация, ,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
14:14   В ЛНР рассказали о возможном направлении действий ВСУ в конце мая

14:13   В летевшем из Киргизии в Россию самолете обнаружили 19 редких птиц

14:12   Слуцкая оценила обвинение в употреблении допинга со стороны экс-фигуристки

14:12   Погибла скандальная блогерша Лена Миро. Она была легендой Рунета, за посты ее ненавидели все звезды

14:11   Защита Блиновской сообщила о ее готовность выплатить 900 миллионов рублей

14:07   Стало известно о пострадавших при пожаре на нефтебазе в Крыму

14:07   Минфин потребовал отстранить иностранного владельца от управления Альфа-Банком

14:03   Додик захотел встретиться с Путиным

14:03   Пугачева впервые высказалась о возможном статусе иноагента и лишении имущества

14:02   Детям принца Гарри предрекли незавидное будущее

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 24.04.2024



Тематические фотоподборки

Фото с двойным смыслом

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |