Кто такие ультрас?
Состязание в любом виде спорта – это всегда зрелище, если угодно, театральное представление. На подмостках в лучах софитов – спортсмены. Их жизнь между выступлениями – это сплошные репетиции под неусыпным контролем режиссёра, ведь изнурительные тренировки – это единственный путь к виртуозному исполнению ролей на сцене, дорога к первым местам. И чем лучше выступает игрок, тем больше у него поклонников и преданных болельщиков: любовь зрителей – это непременный и очень важный атрибут каждого профессионального спортсмена или команды.
Ни одна трансляция спортивных состязаний не обходится без того, чтобы камера оператора не остановилась на трибуне с болельщиками, выхватывая лица, эмоции и переживания. А главное – глаза, которые всегда расскажут о ходе соревнования лучше любого комментатора. Причём это могут быть как внимательные сосредоточенные взгляды людей, спокойно сидящих на своих местах, так и горящие взоры неистовых ультрас, никогда не садящихся на стадионные «утки» и поддерживающих своих кумиров действием. Здесь можно говорить о несколько неожиданном, но, безусловно, имеющем место разделении болельщиков на профессионалов и любителей.
Ультрас – это организованные фанаты определённого спортивного клуба, чаще всего футбольного. И если рассматривать степень активности поддержки любимцев, то особняком стоят, что не удивительно, именно футбольные болельщики. Они совершенно особенные. В этой статье я хочу рассказать о людях, для которых «суппорт» любимой команды – это вторая жизнь, причем, совсем непонятно, какая из жизней для фаната важней: серая повседневная или же ярчайшая и полная событиями жизнь ультрас.
Согласитесь, что сегодня футбольные матчи очень трудно представить без болельщиков и представлений, которые они устраивают на трибунах. Причём для того, чтобы в этом убедиться, не обязательно находиться на стадионе. Пиротехника и файеры, композиции из разноцветных листовок, песни и кричалки, баннеры и флаги. За этими уже и для российской Премьер Лиги вполне обыденными представлениями, или на английский манер «перфомансами», стоят группировки профессиональных фанатов: отлично организованные, сплочённые коллективы, со своей иерархией, финансированием и даже креативным отделом.
Движение ультрас – это настоящая субкультура. В начале 60-х годов двадцатого века фанаты итальянского клуба «Милан» задумались об организованной поддержке своей любимой команды. В 1966 году они создали первую в истории ультрас группировку «Commandos Tigre». Конечно, за сорок с небольшим лет культура поведения организованных болельщиков сильно видоизменилась и не во всём в лучшую сторону, но смысл остался тем же, что и в середине прошлого века: любым способом поддержать милую сердцу команду. Движение ультрас очень распространено в странах Европы и Южной Америки. А в России появилось сравнительно недавно, но зато на зарубежном опыте развивается весьма быстро и успешно.
Группировка профессиональных болельщиков сегодня – это сложный отлаженный механизм, который не ограничивается «болением» на стадионах. Члены фанатских организаций также занимаются информационным продвижением любимого клуба: создают веб-сайты и выпускают собственные периодические издания – вестники, или по-другому фанзины (от английского fan magazine).
Ультрас продают и распространяют билеты на стадион среди своих участников таким образом, чтобы все активные болельщики смогли попасть на матч и там поддержать свою команду. Организации болельщиков, как правило, выпускают различную сувенирную атрибутику своего клуба, активно занимаются популяризацией своего движения и привлечением как можно большего количества болельщиков для команды. В Европе часто ультрас содержат спортивные бары, в Англии – это пабы.
Логичным кажется вопрос о том, на какие средства профессиональные болельщики организуют свою деятельность, не так ли? А существуют организации ультрас на взносы участников и материальную помощь богатых и влиятельных болельщиков. Иногда даже игроки спонсируют ультрас: как пример, будучи футболистами московского Спартака, Егор Титов и Дмитрий Аленичев несколько раз помогали ультрас, поддерживающим красно-белый клуб, определёнными денежными суммами.
В России до такого далеко, но в Европе самые влиятельные группировки находятся в прямом контакте с руководствами клубов, могут даже влиять на определённые решения и политику клуба. Конечно, в основном влияние ультрас лежит в областях, непосредственно касающихся болельщиков и происходящего на стадионе, а игрока по просьбам фанатов, конечно, никто покупать не будет. Идеальная ситуация для ультрас, когда клуб даёт болельщикам возможность заработать: на тех же билетах и атрибутике. Реже руководство клубов оказывает ультрас безвозмездную финансовую помощь.
Быть ультрас – это в буквальном смысле стиль жизни. Не обязательно быть футбольным болельщиком, чтобы стать ультрас. Но и не всякий человек, болеющий футболом, является ультрас.
В национальных первенствах по футболу игровые туры обычно проходят каждые выходные. Поэтому для того, чтобы достойно поболеть за любимую команду и не проиграть дуэль болельщикам противника, у фанатов, как правило, есть всего неделя подготовки между матчами чемпионата
Ультрас придумывают и разучивают новые песни и кричалки, рисуют плакаты и баннеры, готовят свои представления, и вот наконец наступает день матча. Для большинства людей, да и самих футболистов, игра состоит из двух таймов. Для ультрас всё несколько сложней. Если перед матчем болельщики решают разогреться спиртными напитками, то это «нулевой тайм»: в это же понятие, к слову, входят и все последние приготовления и околофутбольные дела в день игры.
После нулевого наступает первый тайм непосредственно игры. Болельщики располагаются на своих местах. Забитый ультрас сектор стадиона – грядка. Одна из заповедей ультрас: во время матча ни за что не садиться на пластиковые стулья – «утки». Чем же занимаются ультрас, пока 11 игроков в форме их любимой команды сражаются на поле с противником? Они просто-напросто шизеют: шиза – активная поддержка команды болельщиками, находящимися на трибуне, в секторе.
Во-первых, фанаты растягивают флаги и баннеры. Баннер – это своего рода плакат, который обычно используется всего раз на одном конкретном матче. Баннеры изготавливают для того, чтобы поддержать любимую команду или же оскорбить противников, а бывает, что и для того, чтобы выразить недовольство руководством клуба.
Насчёт баннеров в мире футбола есть довольно строгие ограничения: на них не должно быть нецензурных выражений или дискриминаций любого рода. За выполнением этих нехитрых требований следят весьма строго, но иногда коробящие душу баннеры, созданные людьми с полным отсутствием способности мыслить, появляются на матчах. Одним из последних ярких примеров служит кощунственная надпись, оскорбившая светлую память великого вратаря Льва Яшина.
Флаги обычно демонстрируют только принадлежность к тому или иному клубу или движению ультрас. Но есть и флаги-лозунги, или транспаранты, которые по смыслу близки к баннерам. Это длинные полотна, их ещё называют растяжки, которые вешаются перед трибуной, где болеет определённая фанатская группировка: на них может быть и клубная символика, и различные лозунги.
Во-вторых, болельщики поддерживают своих кумиров с помощью кричалок и песен. Фанатские песни обычно представляют собой перефразированные существующие хиты, с припевами и несколькими куплетами – всё очень серьёзно. Бывает, что болельщики поют авторские песни, придуманные исключительно в честь любимого клуба.
Поддерживать команду можно и дикими восторженными криками, но гораздо приятней игрокам будет слушать в свой адрес «заряды», в простонародье – кричалки. Скандируемые на простые мотивы короткие речёвки используются в двух очевидных целях: во-первых, восхваление любимой команды, а во-вторых, всяческое принижение достоинств команды соперника.
По части пения пример нужно брать с английских болельщиков. Стадионы на Туманном Альбионе на время матчей буквально оживают: стройным хором голосов поют целые баллады, двигаются в такт происходящему на поле, притихают, когда хозяйская команда пропускает мяч, и заходятся в неистовой радости, когда, наоборот, родная команда поражает ворота соперника.
И вот команда, подгоняемая рёвом фанатов, забивает гол! На трибунах начинается пиротехническое представление. Факелы, дымовая завеса, огонь. Бывает, что, празднуя гол, болельщики погружают в дым весь стадион, а судья в таких случаях вынужден останавливать матч.
Гол могут болельщики отпраздновать и с помощью «слэма». Это бурная радость, демонстрируемая фанатами, якобы перерастающая в драку. Эта потасовка не настоящая – лишь способ провокации милиционеров или других представителей органов власти, обслуживающих матч. Непременный атрибут «слэма» – падающая трибуна. Начинается всё с верха сектора. Болельщики, взявшись за руки, падают на стоящих ниже, те в свою очередь падают на тех, что ниже их самих: принцип домино в действии. Потом ультрас вытаскивают друг друга обратно.
Но всё перечисленное выше это вполне мирно, а дурная слава футбольных болельщиков – всё-таки не пустые слова. Если фанаты совсем разбушуются, то для их успокоения используют «брызгалки» – специальные водомёты. В ответ, а то и вовсе без причины, фанаты могут напасть на милицейское оцепление – это называется «пресс».
Если же ультрас решают обрушиться на болельщиков другой команды, то делают они это несколькими способами. Во-первых, бомбардировка, когда сектор противников закидывается различными предметами, которые фанаты смогли пронести с собой на стадион. Во-вторых, шедвел – когда хулиганы проникают в сектор болельщиков другой команды и там завязывают драку.
После матча для профессиональных болельщиков начинается третий тайм. Хорошо, если фанаты собираются в баре и празднуют или же заливают горечь поражения крепкими напитками. Плохо, если после матча они дерутся с болельщиками команды противника.
Автор: Hикитa Шyбникoв Просмотров страницы: 130
|