Чем плоха патриотичность?
«А чем плохо быть патриотом?» – сегодня самый частый вопрос на всякую критику нынешнего уровня так называемой патриотичности. Вопрос, так сказать, масс – прямой и требующий такого же честного ответа, насколько он прям. Чем же плоха патриотичность?
Во-первых, так называемая патриотичность – это свойство, скорее, эмоциональное, чем логичное, основанное на эмоциональной любви к своей родине, скорее, чувстве, чем выверенной, объективной и правдивой категориях. И уже тем самым она, патриотичность, не может быть объективной, если хотите, умной, хотя и может быть, например, искренней. То есть та самая эмоционально-чувственная категория нашего я, искренняя и честная, но вводящая нас в заблуждение, закрывающая нам глаза на реальность, не позволяющая объективно и критически судить о других и нас самих.
Во-вторых, наша патриотичность, которая очевидно отличается от патриотичности других народов, хотя и имеет общую основу. Например, довольно тихой и осторожной европейской, «как бы кого не обидеть», хотя и им, в не меньшей степени, есть чем гордиться – это гордость за самих себя, как правило, за чей-то счет. А гордость, если она неумеренная – сродни гордыне, когда себя считаешь лучше всех, а не просто уникальным, самобытным и т.д., но не в сравнении с остальными.
В-третьих, вчерашняя и сегодняшняя патриотичность – это патриотизм побед, причем побед военных и околовоенных. Почему мы все время должны кого-то побеждать, быть первыми и т.д., мне лично плохо понятно. Психоаналитики сказали бы, что это от комплекса неполноценности.
Обычный патриот – часто сродни добровольному слепцу, у которого большое сердце, но маленький мозг. Критический голос ему говорит: «Будь объективен, критичен, циничен, не имей ни к кому любви и привязанности, прошлого и будущего, не дели людей на своих и чужих, забудь про голос крови и голос предков, про человеческие категории хорошего и плохого, если ты хочешь приблизиться к истине. Суди о вещах по их сути, а не по их внешней оболочке или их принадлежности. Увидь и пойми их такими, какие они на самом деле, а не такие, какими их выгодно видеть. И тогда ты поймешь суть вещей и как они действуют. Ты поймешь человека и что движет им. Ты увидишь его реальные проблемы и научишься находить пути их решения. Ты направишь человечество на верный путь и сделаешь его счастливее».
Но что делает патриот? Он совершенно выключает критический голос, голос холодного разума и рассудка – этот голос вообще скрипуч и неприятен, да еще все время заставляет напрягаться умственно... И включает голос патриотический, голос сердца, голос чувства, любви и искренности, который сладко и почти эротично шепчет ему в ухо: «Закрой глаза и отключи разум, почувствуй свое единение с остальными по зову крови, места рождения и пребывания, отринь противную и злую рассудительности, она всегда находит какие-то недостатки, всегда ворчит и критикует. Лучше почувствуй мою сладкую лесть. В отличие от критического голоса, который вносит сумятицу и расстройство, недовольство собой и неуверенность, я дам тебе уверенность и покой, заверю тебя в твоей уникальности, неповторимости, значимости. Я буду тебя радовать, любить и нежить».
Нужно понимать, что патриотизм всегда выгоден государству, так как сплачивает народ вокруг власти, заставляет его думать и действовать сообразно одной идее, позволяет его контролировать и им манипулировать в своих интересах, и уже поэтому он всегда был и будет на его вооружении. А какое государство – добро для отдельно взятого человека, в нашей истории, думаю, мы все понимаем.
Раньше у нас в армии, на заводах и фабриках были идеологи, политинформаторы, те самые люди в военной или гражданской форме, которые прививали нам любовь к своей родине и неприязнь к остальным, нам идеологически чуждым. И пока идеология оставалась в рамках действительности – то есть то, что виделось за окном, было записано в идеологическом учебнике политинформатора, было бы недурно, но дело в том, что действительность разительно расходилась с идиллией из учебника. То, что советский, а ныне русский человек, в той или иной степени, был счастливее других, его родина – лучше, язык и культура – велики и могучи, было и остается частью патриотического воспитания или сознания.
Сегодня наши СМИ на той же патриотичной волне нам внушают, что наша страна лучше, богаче, краше остальных. Снова усилилось противостояние России и Запада. Патриотичная риторика вышла за пределы русской литературы и культуры, истории и зазвучала с новой, угрожающей силой уже с милитаристскими нотками. Но, во-первых, всякий здравомыслящий, хоть раз выезжавший из страны в западном направлении, увидит, что не во всем мы лучшие и многое – просто ложь и блажь. Во-вторых, почему снова нужно быть именно лучше и сильнее, в сравнении с кем-то, и почему нельзя просто быть такими, какие мы есть, и ценить себя такими, как мы есть, плохо понятно. В-третьих, бряцать оружием на виду у всего мира и называть это патриотизмом – глупо.
Патриотичность – общее чувство. Это довольно примитивная идеология народа, сплоченного одной простой идеей любви к Родине, основанная на чувственном и нутряном, на любви к своему, моему. «Это – мое, и тем оно и хорошо, и даже лучше, чем у всех остальных» – вот что нам предлагают сегодня, развивая эту примитивную мысль. Нынешний патриотизм отрицает личное мнение, саму личность, давая взамен эту самую примитивную идею, что не есть хорошо.
В разумных дозах патриотизм ничуть не плох и не вреден, любить свою родину нужно и важно, и даже уметь жертвовать собой ради нее. Но мне кажется, что эта любовь не должна насаждаться извне, тем более силой, как всякая любовь. И беда сегодняшнего патриотизма еще в том, что он сегодня – уже не любовь к Родине, своему родительскому дому, месту где ты вырос, впервые влюбился и где родились твои дети, а в том, что сегодняшний патриотизм имеет все признаки прививки преданности государству, власти.
Сегодняшний российский патриотизм также упускает из вида, что современный человек стал мобильнее и зачастую у него не одна родина, а две, три, которые он может любить, так или иначе.
А чтобы было понятнее, на простой вопрос – простой ответ: любить и жертвовать собой за свой народ и землю, когда на тебя нападает фашист – да. Идти воевать в Афганистан, Чечню, Карабах, Украину – нет. За отчий дом, семью, друзей – да. За энергоресурсы, политическое влияние, капризы политиков – нет. И только в том случае, когда нападают на нас, а не мы совершаем агрессии.
Патриотизм? О каком патриотизме мы говорим?
Автор: Игopь Tкaчeв Просмотров страницы: 182
|