Вспомним народные игры? Ловилки-догонялки, например
Весна пришла, ой, пришла красна... Почему бы и не побегать-попрыгать? Наши далекие, но в свое время молодые и резвые предки очень даже любили погулять, да и только ли повеселиться?!
Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.
Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?
Горелки
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо - Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги!!!
Другой вариант:
Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.
Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
Мороз - Красный нос
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос, Всех морожу без разбора. Разберусь со всеми скоро, Кто сейчас решится В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.
У медведя во бору
Водящий - «Медведь» усаживается на краю игровой площадки, в «лесной берлоге». Остальные участники становятся за чертой, обозначающий их «дом». Переступив границу «дома», они направляются «в лес», имитируя собирание грибов и ягод и приговаривая:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит.
Вариант, при котором «Медведь» во время речетатива изображает сон:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь все спит И на нас не глядит.
Тут же «Медведь» с рычанием выбегает из берлоги, а «грибники» спасаются от него, убегая в «дом». Тот, кого удалось поймать, становится водящим.
Гуси
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да! - Так летите же домой! - Нам нельзя: Серый волк под горой Не пускает нас домой! - Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
Яша
Эта игра - самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).
Водящий - Яша (т.е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:*
Сидит-сидит Яша Под ореховым кустом. Грызет-грызет Яша Орешки каленые, Милому дареные...
После этого происходит диалог:**
- Чего Яша хочет? - Жаниться хочу. - Бери себе девка, Котораю хочешь.
Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня - тот становится водящим.
В какие из этих игр вы сами играли? А дети ваши знают их? ______________________________________
* Глаголы в этом тексте произносятся с ударением на первый слог.
** В описываемом диалоге сохранены речевые особенности архаичного варианта игры: «жаниться», «девка» (не «девку»), «котораю».
Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa Просмотров страницы: 345
|