DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Авто мир

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Что такое водительское мастерство?


Что такое водительское мастерство?

Недавно один мой коллега попал в автомобильную аварию. И был виновен в ней.

Как же так? Он более 10 лет водит автомобиль. Хорошо чувствует его. Уверенно управляет им и в городе и на раскисшей просёлочной дороге. Видит габариты своей машины, уверенно маневрирует, когда надо припарковаться или въехать в гараж. Хорошо знает правила, выполняет их. В аварии до сих пор не попадал. Он сам себя и окружающие его люди искренне считали его опытным водителем. Что же произошло?

Эта тема на несколько дней стала главной в курилке.

А я вспомнил события тридцатилетней давности, когда начинал заниматься автоспортом. Тогда я был аспирантом Казанского университета. И к новому для себя делу подошел по-научному – начал с изучения литературы. Сидел в научной библиотеке университета.

Тогда меня поразила одна из статей прибалтийских авторов. В ней говорилось, что человек, хотя бы раз принявший участие в автомобильных соревнованиях, имеет вероятность попасть в аварию в 11 (одиннадцать!) раз меньше, чем обычный водитель. Я не поверил! Можно представить, что опытный автоспортсмен применяет свои навыки в повседневной езде. А в статье говорилось о единожды посоревновавшемся водителе.

Я продолжал изучать литературу. И не только по динамике автомобиля, особенностях управления им в различных условиях. Мне попалась книга про психологию лётчика, управляющего самолётом, имеющим скоростные возможности большие, чем физические и психологические возможности человека. Прочитал еще ряд статей на эту тему. Если, будучи физиком, чего-то не понимал, консультировался с университетскими психологами.

И вот что я понял. При взаимодействии человека с техникой, мало изучить её, приобрести технические навыки управления. Очень важен психологический настрой, стрессоустойчивость.

У людей разный начальный, данный от природы этот уровень. Лётчики занимаются на тренажёрах, где постепенно увеличивается скорость, возрастает количество помех, растут нагрузки. По телевизору часто показывают тренировки лётчиков и космонавтов. Путём тренировок у человека повышается его психологический порог. Некоторые же, со слабой нервной системой, отсеиваются.

Эти знания и специальные тренировки помогли нашей сборной команде Татарии по автомобильному многоборью с конца 70-х по середину 80-х годов прошлого века быть чемпионами России. Технические навыки вождения мы имели, как у всех, а вот в психологическом отношении на голову превосходили другие команды. Мы проводили широкий отбор спортсменов, начиная с районных соревнований. И часто к нам приезжали опытные вроде бы водители, на тренировках уверенно выполняли все упражнения, а на соревнованиях, под тиканье секундомера, начинали совершать одну ошибку за другой. У них просто были хорошие технические навыки, но низкая стрессоустойчивость. Потом они в лучшем случае специально тренировались и повышали свой психологический уровень, а в худшем, зная свои слабости, просто аккуратнее ездили. Тогда я и понял, о чем было написано в той прибалтийской статье.

А как учат водителей сейчас? Немножко катают с инструктором, дают некоторые технические навыки, а затем выпускают на дорогу. Единственный стресс – экзамен в ГАИ. Некоторые и его не могут сдать! Задуматься бы… А люди по нескольку лет потом ездят в спокойной обстановке и считают себя уже опытными водителями. Я уже не говорю о том, что права сейчас можно просто купить! Как и медицинскую справку, которая всё равно не включает психологические тесты. Сколько сейчас на дорогах людей, не имеющих даже технических навыков и набирающих их методом проб и ошибок. А некоторые даже думают, что дорогая, напичканная техническими новинками машина, чуть ли не сама должна ехать. Как современные фотоаппараты или видеокамеры сами должны снимать! Достаточно только нажать педаль или кнопку. Что получается в результате у таких водителей, фотографов и операторов, мы часто видим.

Есть сейчас и курсы контраварийной подготовки. Заплатив деньги, там можно получить специальные навыки вождения. Но сумеет ли потом человек ими воспользоваться в аварийной ситуации?

Итак, в водительское мастерство входят не только технические навыки управления автомобилем, но и умение пользоваться этими навыками в любых, а не только спокойных условиях.

Всё это я рассказал своим коллегам, а теперь и читателям.

На заднем стекле машины наклейку увидел: «Не думай за рулём!». Её водитель думал, наверное, что это очень смешно. Зря он так думал! За рулём действительно думать вредно. По крайней мере, о процессе вождения. Наклейка-то права!

Разберёмся по порядку.

Мастерство , -а, ср. 1. Ремесло, ремесленное занятие. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой-н. области. Педагогическое м. Делать что-н. с большим мастерством.

Так написано в словаре Ожегова. То есть мастерство – одновременно и ремесло, и высокое искусство.

Что это означает?

Где-то прочитал про актёрское мастерство: Если у актёра 10 штампов – он плохой актёр. Если 100 – хороший. Если 1000 – гениальный. За конкретные цифры не ручаюсь, но смысл такой.

А штамп – готовый образец, трафарет, которому слепо следуют. Этим азам ремесла и учат в любой профессии. Человек не должен задумываться, как произвести отдельную элементарную профессиональную операцию. Он должен получить результат в целом. И только тогда ремесло становится искусством. А в сумме – мастерством.

Азы ремесла будущим водителям дают в автошколе. Заучивают правила, отрабатывают отдельные элементы управления автомобилем. Через пару месяцев он становится водителем, но пока плохим. Хотя у каждого свои способности. То же самое происходит, например, в балетной школе. Заучиваются и отрабатываются отдельные элементы танца. И в течение гораздо большего времени.

В дальнейшем каждый человек набирает и дальше элементы своего ремесла. С ростом их числа возникает уже проблема их сочетаемости. У артиста для выражения образа, а у водителя – для безопасного передвижения. Чем выше мастерство – тем меньше приходится думать и лучше результат.

Вспомните притчу о сороконожке. Когда её спросили, в каком порядке она передвигает ноги, она задумалась и не смогла сдвинуться с места.

Актёру легче, чем водителю. Его партнёры тоже действуют, как задумал когда-то режиссер.

А процесс вождения некоторые сравнивают с шахматной партией. Ситуация всё время меняется, и надо всё время просчитывать наперёд возможные действия других водителей и свои. Это тоже неправильно. Каждая шахматная фигура подчиняется общей стратегии шахматиста, а каждый отдельный водитель преследует только свою конечную цель. И их больше, чем шахматных фигур. Что-то просчитывать – бесполезно!

Хороший водитель движется к своей цели, подчиняясь правилам дорожного движения, но не думая об их отдельных элементах, как и отдельных элементах управления автомобилем.

Да, нужно при этом следить и за светофорами, и даже не только ближайшими впереди. За сигналами и поведением других водителей, особенно странно себя ведущими. Указателями и разметкой, если дорога незнакомая.

Но реагировать на всё это нужно машинально – в меру имеющихся элементов ремесла и достигнутого искусства их применения.

А совершенствованию в любом деле – нет предела.

Еще важнее машинально действовать при возникшей неожиданно критической ситуации, о чём я уже писал в начале статьи.

Приятной и безопасной вам езды!

Автор: Baлepий Якoвлeв
Просмотров страницы: 296


Теги: автогонки, безопасность движения, психотерапия, автомобили, дорога,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
02:57   В ФРГ начали расследование о пропаже владельца OBI

02:49   Палестина выступила с заявлением после вето на резолюцию в Совбезе ООН

02:45   В России более чем в 20 раз выросло число штрафов за нарушения для иноагентов

02:19   Шмыгаль рассказал о сроках поставок оружия Украине в случае одобрения в США

02:02   Подполковник раскрыл уловку ВСУ для атак российским городам

02:00   Стримерша села на акулу и до крови расцарапала ягодицы

02:00   Популярное утверждение о влиянии секса на организм оказалось мифом

02:00   Полковник описал обсуждаемые на Западе российские комплексы РЭБ «Красуха»

01:51   Небензя заявил об изоляции США после голосования в ООН по Палестине

01:49   В российском регионе уничтожили 25 воздушных целей

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Как мы дарили друг другу нежно два кольца

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |