Как продержаться в бизнесе 20 лет?
Продержаться в отечественном бизнесе со времен образования первых советских кооперативов до сегодняшнего дня – задача не из легких. Подобных предпринимателей в России немного. Перед вами – история старожила советско-российского бизнеса.
– Сергей Васильевич, это только так говорится просто – открыть свое дело. В реальности эти простые слова превращаются в довольно-таки растянутую по времени проблему. Каково было начинать с нуля, да еще и в советское время?
– Начинать было ох как непросто! Никаких сведений о том, как правильно открыть свой кооператив, не было. Просто не было. До нас только доходили сведения о том, что открывать их разрешили, а как открывать – неизвестно. Я собирал данные буквально по крупицам – из публикаций в газетах, из рассказов тех, кому удалось-таки открыть свой кооператив.
Я выяснил, что кооператив можно открыть только на базе какого-либо крупного предприятия. Тогда я сам обошел все окрестные предприятия, пытаясь договориться с их руководителями. Вскоре директор одной из контор, принадлежащих железной дороге, согласился со мной сотрудничать. Да и немудрено – я обещал регулярно платить арендную плату за выделенное мне помещение, обязывался давать подработку тамошнему бухгалтеру и вообще старался организовать, выражаясь современным языком, социально ответственный бизнес.
Так все и началось – 23 марта 1989 года. Под моим началом оказалось несколько художников, мы с ними занялись оформлением интерьеров магазинов, кафе, ресторанов. Помимо чисто коммерческих заказов, выполняли еще и социальные – оформляли детские сады, например. Поскольку поначалу конкуренции почти не было, заказов было много, дела шли успешно.
– А что же вас все-таки побудило открыть собственное дело? В то время, когда это было совершенно не принято в обществе и даже воспринималось многими отрицательно?
– Причиной стали некоторые особенности моего характера. Правда, я их для себя сформулировал позднее.
Во-первых, это инициативность, нежелание кому бы то ни было подчиняться. Я всегда был хоть небольшим, но начальником – с юности я занимался комсомольской работой, потом на заводе работал конструктором, потом технологом, затем занял должность главного инженера. Наверное, начальство видело во мне инициативность и изобретательность. Ну а когда появилась возможность, я сразу же ушел в автономное плавание. Мне нравится, когда все зависит только от меня.
А во-вторых, я очень современный человек, быстро усваиваю новое, а не сопротивляюсь ему, как многие. Даже сейчас, когда мне пятьдесят шесть лет, я думаю, что развиваюсь динамично – в частности, сразу беру на вооружение новые технологии, постоянно совершенствуюсь. Это качество помогает мне быстро сориентироваться и в бизнесе – на этом игровом поле берет верх умение определять перспективность нового направления.
В-третьих, я очень люблю преображать мир вокруг себя, а не терпеть действительность. Я вообще не люблю, когда мне советуют что-либо терпеть. Я пришел в этот мир, чтобы жить и получать от жизни удовольствие, а не для того, чтобы терпеть.
– Наверное, поначалу к вам многие относились недоброжелательно? Помню, какой оттенок вкладывали люди в слово «кооператор»...
– Да, поначалу некоторые мои друзья стали поглядывать на меня чуть ли не с неприязнью. Кооператор был синонимом спекулянта. И это несмотря на то, что мы многим помогали.
Зато спустя несколько лет, когда заниматься бизнесом стало модно, все они стали обращаться ко мне за советом. В обществе всегда так – сперва выбиваются вперед самые инициативные, на них смотрят с неодобрением: как же так, все вокруг работают на заводах, все довольны своей жизнью, а этот вылез зачем-то. Больше всех ему надо. А когда ветер меняется, то в слово «бизнесмен» начинают вкладывать даже больше сладострастия, чем в словосочетание «секретарь обкома».
– А каким стало развитие вашего бизнеса? Ведь вам уже тогда, наверное, было ясно, что необходимо развиваться?
– Да, я уже тогда понимал, что только на оформлении помещений долго не протянешь – появлялась конкуренция, рынок заполнялся. Поэтому я постоянно держал нос по ветру. По счастью, круг моих знакомых был довольно широк и постоянно расширялся – я вращался среди деятелей культуры, знакомясь с ними через моих художников, знакомился с другими кооператорами, которые после 91-го начали превращаться в бизнесменов. И вскоре мне предложили выгодное дело. Это был книгоиздательский бизнес.
– Как? В голодные для большинства российских людей 90-е, когда вокруг был сплошной хаос, и вдруг – издательство?
– Представьте себе. Сперва я тоже засомневался, а потом понял, что дело выгорит. В стране был еще и книжный голод, а не только реальный. Необходимо было выпустить несколько хороших книг большим тиражом. Первой книгой, выпущенной нашим издательством в 1991 году, стал Майн Рид – «Охотники за скальпами». Тираж этой книги составил 200 тысяч экземпляров. Сразу скажу: рентабельность этого тиража составила 600 процентов. В это трудно поверить, но это так. В 90-е годы книги разбирали почти мгновенно. Затем мы выпустили еще несколько книг: «Анжелика в Квебеке», «Ретт Батлер» и серию «Книги тайн».
В целом общий тираж изданных книг перевалил за миллион. Чтобы понять, сколько это, представьте 12 железнодорожных вагонов, доверху набитых бумагой – вес изданных книг составил около 600 тонн.
...Упрощало наш новоиспеченный бизнес то, что мы печатали книги, увидевшие свет до 1970 года, поэтому согласно законодательству, действующему в данной сфере, мы не должны были платить за авторские права. Это позволило сильно сэкономить.
Далее я сам лично занялся распространением тиража – ездил по книжным ярмаркам, заводил знакомства с директорами крупных книжных магазинов по стране, разменивал тираж у других книгоиздателей. Был такой прием: приезжаешь с одной книгой в ассортименте и, меняясь с другими издателями, расширяешь свой ассортимент. Так легче сбыть тираж.
– Но и на книгоиздательстве вы, надо полагать, не остановились?
– Можно сказать, что я человек увлекающийся, постоянно расширяющий свой кругозор. Поэтому попутно я развивал еще несколько направлений бизнеса. В частности, я запустил свой салон сотовой связи, музыкальный магазин. У нашей фирмы вообще много коммерческих направлений – это придает ей устойчивость. Никогда нельзя складывать яйца в одну корзину.
К тому же, повертевшись на игровом поле бизнеса, приобретаешь опыт, обжигаешься, но становишься более сильным и мудрым. Поэтому расширять становится легче – помогают накопленные знания. Кроме того, я часто езжу в бизнес-командировки в США, Европу и страны Азии, где перенимаю опыт иностранных предпринимателей.
Я часто помогаю молодым людям, приходящим в бизнес, даю советы, поддерживаю. Мои знакомые удивляются, ведь я с этого ничего не имею. А я им отвечаю: «Как же не имею, если люди, которым я помог, отправились в самостоятельное путешествие?» Это приятно – сознавать, что помог кому-то встать на ноги. Вроде отцовства.
Я вообще стараюсь вести дела согласно букве закона, помогая при этом людям. Это и помогает мне держаться на плаву вот уже 21 год. Мы занимаемся меценатством, оказываем посильную помощь инвалидам, детским домам, школам и интернатам. Так и живем.
– Несмотря на все это, наверняка немало кривотолков вызвало открытие Вами секс-шопа...
– Действительно, 12 апреля 1996 года (в День космонавтики), когда магазин-салон открылся, многие вообще не верили, что подобный бизнес будет интересен нашему городу. Некоторые кривили рот – им казалось, что заниматься подобным бизнесом стыдно. Таких я спрашивал, имеют ли они все жизненно необходимые органы. Если да, то почему они считают, что одни органы хуже других? Уже тогда я считал, что интимные товары нужны в первую очередь для здоровья человека, для его гармоничного существования.
Если сперва секс-шоп был для меня просто бизнесом, очередным его ответвлением, то затем я им увлекся. И теперь могу вполне аргументированно ответить моим вероятным оппонентам, продолжающим кривить рот (благо, таких осталось не так уж много).
Во-первых, я считаю, что подобные товары поднимают настроение, рождают веселье. Даже самый пустячный сувенир эротической направленности заряжает людей радостью. Если, конечно, они не ханжи.
Во-вторых, они помогают разнообразить и улучшить сексуальную жизнь – литература, видео, всевозможные игрушки, белье и аксессуары, а также разнообразные эротические духи с феромонами вносят новое в жизнь пары, заставляют фантазировать, позволяют отвлечься, расслабиться, по-новому взглянуть на уже, казалось бы, знакомое.
Ну и в-третьих, для тех, кто временно не имеет сексуального партнера, у нас тоже найдется немало товаров.
Для чего все это нужно? Да просто я считаю, что человек должен быть гармоничен во всем – у него не должно оставаться незатронутых сфер жизни и личного здоровья. Наряду с культурой правильного питания важна также культура здоровой сексуальности, ведущей как к эмоциональной, так и к физической разрядке.
Поэтому я и занимаюсь этим бизнесом, несмотря на то, что он далеко не является лидером по прибыльности.
– Для того чтобы создать и поддерживать свой настолько разветвленный и динамично расширяющийся бизнес, необходимо обладать недюжинной энергией и здоровьем. Есть ли у вас какие-нибудь секреты?
– Секреты, безусловно, есть. Если говорить о жизненной энергии, то она передалась мне по наследству от родителей – они обладали огромным запасом жизнелюбия и оптимизма. А что касается здоровья, то оно по наследству не передается, его нужно создавать и поддерживать.
Очень важным шагом на пути к моему здоровью стало решение бросить курить. Я курил до этого 17 лет, но все-таки бросил. Разработал целую систему – можно сказать, свой метод отказа от сигарет.
Также важно не перебирать с алкоголем. Я могу выпить, но не больше тридцати граммов – как советский министр здравоохранения Чазов.
Потом очень важный момент – питание. Вы не найдете в моем доме сахара и сладостей, кроме меда. Также мы с женой потребляем много овощей. У нас есть правило: если ты съел кусочек мяса, съешь в пять раз больше овощей. И мясо мы употребляем только свежее, а не замороженное. И еще очень важный нюанс: мы стараемся последний прием пищи проводить не позднее 6 часов вечера.
Очень помогает то, что я ежедневно делаю зарядку, обретая рабочую форму. Но здесь тоже важно не перенапрячься, а сделать ровно столько, сколько тебе нужно. А то некоторые путают спортивные нагрузки с зарядкой.
Также помогает то, что я чередую периоды активной деятельности и отдыха. Это очень важно – уметь отдыхать. А то сейчас очень многие не умеют этого делать – работают без перерыва и отдыха, а затем заболевают или вовсе падают.
– И как же вы отдыхаете?
– Я слушаю музыку, парюсь в сауне, купаюсь в бассейне, провожу аутотренинг, медитирую. А если нахожусь на даче, то купаюсь в реке и загораю. В летний период я вообще стараюсь все дела, по возможности, вести с дачи – у меня там есть что-то вроде рабочего кабинета со всеми необходимыми средствами связи.
Кстати, необходимый компонент для энергичной, здоровой жизни – это семейное счастье. Я счастлив в браке, у меня двое прекрасных детей, работающих в нашей фирме. Со своей супругой я живу вот уже более тридцати лет, и мне никто больше не нужен. Кстати, она также работает в нашем совместном бизнесе.
– Скажите, Сергей Васильевич, есть ли у вас еще несбывшиеся мечты, планы, проекты? Или все, что вы хотели, уже сбылось?
– Ну что вы! Я часто мечтаю, планирую съездить в тот или иной город, страну, где еще не был. Иногда у меня появляются почти мальчишеские желания. Например, увидел в Интернете рекламу махолета, интересного летательного аппарата, и загорелся желанием его изготовить. Или хотя бы помечтать об этом.
Да и в бизнесе хотелось бы развиваться – сейчас я ищу новых партнеров, лидеров секс-индустрии для своего бизнеса в России и за рубежом, общаюсь со многими людьми, консультируюсь, советуюсь. Хочется развиваться – интеллектуально и финансово. Чтобы хватало средств на осуществление мечтаний. А там, глядишь, и новое направление бизнеса проклюнется!
Автор: Aлeкcaндp Copoкин Просмотров страницы: 268
|