Как бороться со спонтанными покупками?
Вы никогда не обращали внимания, что в продовольственном магазине хлеб находится в самом дальнем и неудобном углу? Чтобы добраться до стеллажей с хлебобулочными изделиями, нужно пройти через весь магазин, мимо других стеллажей, заполненных разнообразными товарами...
А вот пена для ванны, к примеру, будет в этом же продовольственном магазине располагаться прямо у входа (или выхода – смотря с какой стороны смотреть), неподалеку от кассы, и еще переливаться яркими, привлекательными этикетками.
Пена для ванны – это «сопутствующий товар». То есть товар, который напрямую не относится к специализации магазина (мы сразу оговорили, что магазин – продовольственный), но может продаваться поблизости от специализированных (в данном случае продовольственных) товаров.
Так же близко от кассы и максимально удобно для покупателя располагаются семечки, шоколадные батончики, пакетики с конфетами и орехами, мелкие детские игрушки и прочая дребедень, которую никто не думает покупать, направляясь в продовольственный магазин.
И так – в каждом магазине, построенном на принципе самообслуживания. Самые нужные и наиболее покупаемые товары – в дальних углах, а чем менее нужен и менее покупаем товар, тем удобнее он расположен, находится в непосредственной близости от кассы и вообще всякими методами старается попасться на глаза, в то время как необходимое требуется еще и поискать.
Не торопитесь ругать магазины. В конце концов, их задача – продавать. И именно такое расположение товаров рассчитано на определенные особенности человеческой психологии. На то, что многие люди частенько делают то, что называется «спонтанной покупкой». То есть покупают нечто, в чем в общем и целом не нуждаются, но все же берут – потому, что оно попалось на глаза в нужный момент времени.
Например, детские игрушки и шоколадные батончики прямо у кассы. Ни один здравомыслящий покупатель не будет искать подобный товар, придя в продовольственный магазин. Но, стоя в очереди, чтобы уплатить за покупки, вполне может решиться положить в корзину еще и батончик и машинку для ребенка. А уж если в магазин пришла мама с ребенком, то можно гарантировать – без шоколадки или игрушки они не уйдут. Магазину – очевидная выгода. Покупателю – не всегда.
Хорошо, если вы – человек стойкий, имеющий определенный иммунитет и не склонный к спонтанным покупкам. Но даже самый стойкий покупатель не в состоянии отказать своему ребенку, который уже вцепился в шоколадный батончик, который и стоит-то копейки.
Копейки-то оно копейки, но если подсчитать, сколько тратится на спонтанные покупки, то у многих волосы встанут дыбом. Ведь иммунитет есть не у всех. А яркие упаковки такие привлекательные… А реклама настойчиво не то что шепчет, а прямо кричит – купите, это именно то, чего вам не хватает для полного счастья! И руки сами тянутся к полкам с совершенно ненужными товарами. А деньги благополучно утекают в «неизвестном» направлении.
Если у вас неограниченный доход – оно и ладно. Купили упаковку чипсов или в состоянии помрачения разума схватили коробку конфет, или принесли домой вместо куска масла банку консервированных кальмаров – не беда. Ну а если доход ограничен и каждая копейка на счету? Если банка консервированных кальмаров означает отказ всего семейства от мяса в этот день? Или – на сопутствующие товары были потрачены деньги, предназначенные для недельной закупки продуктов, и теперь придется изворачиваться и учиться варить суп из топора?
Частенько невозможность удержаться от спонтанных покупок приводит к достаточно серьезным проблемам. И с этим нужно учиться бороться.
Самый простой способ: составлять подробный список всего, что нужно купить в магазине, и брать товары строго по этому списку. Не глядя по сторонам. Не обращая внимания на привлекательные упаковки. Не слушая продавцов, которые только и мечтают помочь вам выбрать сопутствующий товар (то, что вам требуется, вы спокойно выберете без посторонней помощи).
Если же какой-либо товар неудержимо притягивает (например, понравилась упаковка или всплыло в памяти рекламное объявление о необычайной полезности и нужности данного товара), то не стоит сразу хватать его и укладывать в корзину. Рассмотрите внимательно данный товар, подумайте – для чего он вам понадобился, так ли уж нужен. Может быть, это не спонтанная покупка, а что-то, что вы забыли внести в список необходимого. Пересчитайте деньги – насколько большую брешь пробьет в ваших финансах такое приобретение. И вообще – будете ли вы его использовать? Порадуетесь ли вы своей покупке, когда дома извлечете ее из пакета?
Если список не способен вас остановить и спонтанные покупки продолжаются, вы упорно приносите домой огромные пакеты, выйдя за буханкой хлеба, то остается ограничение в финансах: берите с собой лишь столько денег, сколько это необходимо для приобретения товаров из «обязательного» списка. Ни в коем случае не пользуйтесь банковскими картами – на них всегда есть «лишние» деньги (до тех пор, пока вы внезапно не обнаруживаете, что они закончились). И если окажется, что нечто, привлекающее ваше внимание, это товар, который вам действительно нужен, но вы забыли внести его в список, то лучше сходить в магазин еще раз, чем накупить кучу ненужных вещей.
Также можно использовать помощь друзей – ходить по магазинам в компании таких людей, которые весьма критически относятся к подобному времяпрепровождению, имеют иммунитет к спонтанным покупкам и способны остановить вас в тот критический момент, когда вы уже держите в руках ненужный вам товар.
Будьте внимательны к тому, что покупаете. Следите за своими расходами. Помните, что в магазине у вас две задачи: купить то, что необходимо, и удержаться от приобретения того, что вам не нужно (кстати, у магазина задача одна – продать все, что только возможно). И в конце концов вы избавитесь от «сорочьего инстинкта» – тащить в гнездо все, что показалось привлекательным. А заодно и деньги сэкономите.
Автор: Coфия Bapгaн Просмотров страницы: 33
|