1. Избегайте левую полосу. Используя центральную или правую полосу движения на автостраде, вы получаете больше ‛возможностей для маневра‛ при возникновении опасности, требующей перестроения. Большинство аварий на автострадах возникает в левой полосе. Кроме того, Вы больше заметны для контроля скоростного режима.
2. Контролируйте пространство дороги как можно дальше. Надо не только следить за впереди идущей машиной, но и контролировать дорожное движение перед ней. Тем самым Вы имеете возможность увидеть опасность и среагировать на нее, а не зависеть от реакции водителя впереди идущего автомобиля, которая может быть неадекватной или очень неожиданной, например, при резком торможении.
3. Опасайтесь слепых зон. Настраивайте зеркала автомобиля, чтобы получить наиболее полный обзор пространства около автомобиля, но никогда полностью не полагайтесь на зеркала. Всегда бросайте боковой взгляд туда, куда пытаетесь перестраиваться. А также всегда принимайте во внимание слепые зоны для других водителей вокруг Вас, особенно, грузового транспорта, и пытайтесь быстрее выходить из этих зон сами.
4. Положение рук на руле на 3 и 9 часов по аналогии с циферблатом. Вместо ленивого управления одной рукой на 12 часах или двумя руками внизу рулевого колеса это положение позволяет максимально контролировать автомобиль для быстрой реакции на потенциальную опасность.
5. Контролируйте свой автомобиль, как это делает профессиональный гонщик. Важный момент – настройка водительского сидения таким образом, чтобы при вытянутых руках кисти Ваших рук могли спокойно лежать на верхней части рулевого колеса, а спина упиралась в сиденье. Это не только предохраняет Ваши руки от чрезмерной усталости, но также позволяет им быть в самом оптимальном положении для резкого маневра для ухода от опасности. Типичная ошибка – откинутая спинка сиденья назад, приводящая к полулежащему положению.
6. Суди о водителе по состоянию его автомобиля. Если рядом идущий автомобиль имеет повреждения кузова или грязные запотевшие окна, надо делать вывод, что Вы имеете дело с невнимательным водителем. Также виляние в пределах полосы указывает на усталого, пьяного или говорящего по телефону водителя – держитесь от таких соседей подальше!
7. Знай пределы своей машины. Садясь за руль незнакомой машины, обратите внимание на то, как данный автомобиль ведет себя в критических ситуациях. Например, если автомобиль слишком кренится в поворотах, это должно навести на мысль, что выкручивать руль на высокой скорости с целью избежать аварии будет опасной затеей. Ключевыми моментами является также ознакомление с тормозным путем и состояние резины. Сколько составляет тормозной путь при максимальном нажатии на тормоз? Как хорошо держат дорогу шины? Если Вы заменяете рекомендованные заводом шины на дешевые, скорее всего Вы ухудшаете тормоза и управляемость.
8. Держите Ваш автомобиль в хорошем состоянии. Это означает соблюдение заводских рекомендаций по обслуживанию автомобиля. В этом случае машина будет ускоряться, тормозить и управляться так, как мы этого хотим. Пересмотрите народную мудрость ‛докатать старые шины‛. При вождении на неожиданно скользком участке дороги Вы имеете все шансы встретиться с ограждением.
9. Ночное вождение не является лучшим временем. Некоторые водители предпочитают ездить ночью, чтобы избежать пробок, но здесь кроются некоторые опасности. Вдобавок к Вашей усиленной утомленности и ограниченной видимости имейте в виду, что рядом также едут резвящиеся тинэйджеры, а также подвыпившие или усталые водители. Ведите машину особенно внимательно после полуночи, когда многие люди покидают питейные заведения. И ради бога, никогда не двигайтесь ночью с перегоревшей передней или задней фарой.
10. Пройдите курсы экстремального вождения. Это может показаться затратой на прихоть, но курсы экстремального вождения – это лучший способ приобрести водительские навыки. Здесь Вас научат вождению машины на ‛пределе‛, дадут возможность отработать маневры по уходу от столкновения, ознакомиться с управляемым заносом в контролируемой и безопасной обстановке. Умение заставить машину сделать то, что Вы хотите в экстремальной ситуации может спасти Вам жизнь.
Нет 100%-ных способов предотвращения аварии. Вы можете контролировать только то, что делаете сами за рулем, а не другие участники движения. Но будьте ответственным и сфокусированным на вождении. Это не время для телефонных разговоров, бритья или прочитывания электронной почты. Поверьте, вождение – это не бездумное автоматическое занятие. Это упражнение по самоограничению, самозащите и самосохранению.