DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Коренные жители Москвы - кто они?


Коренные жители Москвы - кто они?

Археологи утверждают, что Москве не 864 года, а как минимум в три раза больше. И первыми жителями этого небольшого тогда поселения на Боровицком холме были финно-угорские племена дьяковской культуры.

Как известно, Москва впервые упомянута в Ипатьевской рукописи: «И прислав Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса). И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию». Было это в 1147 году.

Археологические раскопки показывают, что задолго до этой судьбоносной встречи – в I тысячелетии до н.э. – Москва уже была развитым поселением дьяковской культуры. Вернее, целым конгломератом селищ и городищ – открыто около 40 таких поселений.

Наиболее изученные из них – Дьяково городище в музее-заповеднике «Коломенское», городища на Боровицком холме в Кремле, на Воробьевых горах, в Кунцево, Филях, Сетуни, Химках, Тушино, Нижних Котлах и Люберцах. Именно здесь и были найдены многочисленные свидетельства существования целой культуры, названной по первому открытому наукой городищу – дьяковской. Ареал ее распространения охватывал с VIII (IX)–VI веков до н. э. по VI–VII в.в. н.э. все Волго-Окское междуречье. Всего на территории России отмечено более 500 поселений дьяковцев.

Носители дьяковской культуры были финно-уграми. Об этом свидетельствуют более древняя, чем славянская, топонимика и следы материальной культуры. Считается, что дьяковцы были предками летописных мери и веси (вепсов). Отсюда версия, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» – конопля, а окончание –ва практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется – Коноплянка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара – левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу.

Первые поселенцы Москвы были прекрасными охотниками, рыболовами, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка – космотворец), умбоновидные подвески и бантики-нашивки составляют гордость экспозиции.

Первооткрывателем Дьяковского городища стал З. Я. Доленга-Ходаковский в 1818 году. Его материалы привлекли внимание известного историка М. П. Погодина. Но серьезные раскопки начались только во второй половине XIX века, поразив внимание исследователей целым рядом необычных находок.

К примеру, плакеты – глиняные пластины, украшенные точечным узором. Чем они были – первыми книгами, где в виде символов запечатлевались некие события, или своеобразным «паспортом» – тамгой определенного рода? Столь же непонятны и шарики, также усеянные точками. Но самые яростные споры вызвали глиняные «грузики» – маленькие конусообразные глиняные изделия, иногда простые, иногда покрытые орнаментом. Были версии, что «грузики» применялись в качестве утяжелителей для ткацких станов, что с их помощью вились веревки, что «грузики» служили игрушками, и даже – что эти «грузики» были ритуальными предметами – вместилищами душ умерших предков! Увы, наука пока не может этого объяснить – дьяковская культура до сей поры не поддается полной реконструкции.

Жили дьяковцы в длинных, до 15 метров, деревянных домах, рассчитанных на несколько семей. Внутри комнат были открытые очаги с глиняным или деревянным бортиком. Земляные полы устилались травяными циновками. Хозяйство дьяковцев состояло из жилых домов, пашен, кузнечного, железоплавильного и ювелирного производств. Земледелие было мотыжным, и на полях выращивалось просо, ячмень, пшеница и лен. Дьяковцы были, по всей видимости, солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и в ювелирные изделия.

Носители дьяковской культуры активно торговали с соседями – в городищах найдены стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. На Троицком городище была найдена даже римская фибула I века н. э. с надписью «avcissa» – самая северная из находок такого рода. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 км. во всех направлениях.

Однако уже к VI–VII векам нашей эры на смену дьяковской приходит другой тип культуры – в Москву с запада идет массовое переселение славянских племен кривичей и вятичей. Современные авторы выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI–IX веков уже как метисную финско-славянскую. Бронзовый бюст древней москвички VII века в Музее археологии Москвы дает достаточно наглядный пример такого смешения.

Древний город Москва становится центром консолидации земель, а финно-угры – одним из государствообразующих народов.

Просмотров страницы: 336


Теги: русь, города, москва, культура, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>







Наклейка «Победа! Помним! Гордимся!»

Наклейка
«Победа за нами!
Помним! Гордимся!»



Лента новостей
14:13   В ДР Конго произошла вспышка нового опаснейшего штамма оспы обезьян

14:12   Впервые летевший на самолете пассажир попытался открыть дверь лайнера в небе

14:10   В Грузии ответили на критику США из-за законопроекта об иноагентах

14:09   Макрон заявил о согласии многих стран с его позицией по отправке сил на Украину

14:09   В Японии нашли замену СПГ

14:08   В России высказались об условиях диалога с Украиной

14:06   В ВСУ подтвердили частичный выход из Очеретино

14:04   Хирурга российской больницы застали за странным поведением и сняли на видео

14:02   Стали известны подробности рассмотрения дела Промеса

14:02   Прибыль производителя уколов для похудения резко выросла

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 02.05.2024



Тематические фотоподборки

Девушки из Дом-2

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |