DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



C чего начинался флот российский?


C чего начинался флот российский?

Не так давно мы пышно отмечали 300-летие Российского флота. Было проведено много мероприятий, каждый школьник знает, что дедушка Российского флота – это ботик Петра Великого. Это маленький Петруша так развлекался, а когда подрос, поехал в Голландию и научился там строить настоящие корабли. Петр Великий сказал: «Флоту Российскому быть!» И возник Российский флот.

Итак, традиционно мы считаем основателем русского флота Петра Первого. Ни в коей мере не хочу умалить заслуг данного государя перед Отчизной, но призываю задуматься: а был ли на Руси флот в допетровские времена?

Оказывается, был, да ещё какой!

Я провела эксперимент. Примерно 300 курсантам речного училища (будущим штурманам) задала один и тот же вопрос: как вы думаете, какие средства передвижения по воде использовались в древности? Отвечали быстро: плоты, лодки, галеры. Ну, с плотами все понятно, связал пару бревен – и вперед. Со временем человеку понадобилось что-то более легко управляемое, более подвижное, чем плот. Тогда люди стали делать лодки.

Самые первые лодки делались из одного цельного дерева. В этом месте я опять обращаюсь к своим курсантам с провокационным вопросом: а какие вы знаете лодки, сделанные из одного цельного дерева? 10% ответить на этот вопрос просто не могут (что поделаешь, поколение Пепси – вместо чтения книг смотрели мультики о Симпсонах), зато ответ остальных 90% предсказуем до скуки. С радостью первооткрывателей они мне орут, что это – каноэ. Они, конечно, правы. Каноэ – лодка американских индейцев – делалась из одного цельного дерева.

Но мне всегда в этот момент становиться обидно до слёз. Ну почему наши дети знают об американских каноэ и ничего не знают о наших, русских, славянских челнах-однодеревках?! Что за извечное пренебрежение к родной истории и почитание всего чужеземного. Наши молодые речники – истинные продолжатели дела Петрова.

Так вот, после того, как людям надоело плавать верхом на бревнах, они решили их усовершенствовать – выдолбить в бревнах сердцевину, чтобы можно было туда усесться. Подобные суденышки независимо друг от друга делали многие народы мира. Упомянутые выше американские индейцы делали свои каноэ. В Шотландии нашли древнейшие ископаемые суда – выдолбленные сосновые стволы. Их возраст оценивают в 8000 лет. Идентичные лодки раскопаны в Голландии – им по меньшей мере 2000 лет. На берегах Вислы, южнее Варшавы, был найден выдолбленный дубовый ствол, возраст которого восходит к третьему тысячелетию до н. э.

Аналогичные находки были сделаны и на территории Российской империи и Советского Союза. В 1878-1882 гг. экспедицией А.Л. Иностранцева на берегу Ладожского озера был обнаружен первый русский челн-однодеревка. Ученые оценили его возраст примерно в 4500 лет. Так что, не моложе голландских будет. Судно это небольшое: длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м.

В 1954 г. в Воронежской области у с. Щучье в пойменных отложениях р. Дон был найден челн, выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,5 м. Возраст находки датируется III тыс. до н.э. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия – места крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания ее на берег.

Не знаю, как там строили свои суда голландцы и шведы, а на Руси делали так: срубалось огромное дерево (чаще всего дуб, липа или осина), ему придавалась вытянутая форма. Получившуюся колоду распаривали и «разделывали» кольями. Иногда предварительно сердцевина колоды стесывалась на треть толщины. По всей видимости, такой способ изготовления подобных лодок был распространен и в других концах Света.

Но, господа (как говорит сатирик Задорнов, испытайте гордость за русских), на Руси существовал ещё один способ изготовления челнов-однодеревок. Корабелы заранее выбирали подходящее дерево и делали в живом стволе трещину на всю длину судна. Постепенно, год за годом, вбивали в эту трещину клинья и распорки так, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса.

Только после этого дерево срубали, а излишняя древесина выжигалась или выдалбливалась. Изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии примерно неделю. После «водных процедур» вдоль колоды раскладывали огонь. Дерево упревало, становилось гибким. Теперь внутрь корпуса уже можно было вставить так называемые опруги – примитивные облегченные шпангоуты. Основу опруги составляла кокорда – обтесанный еловый кряж, имевший природную кривизну.

Вы уже гордитесь нашими предками? Вырастить лодку! Каково? Лично меня это приводит в дикий восторг.

Славяне, в отличие от просвещенной Европы, долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Со временем они только усовершенствовали их.

В X веке появились шпангоуты (поперечные балки). Это позволило нарастить борта обшивкой, сделав челн более вместительным.

Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV века, пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями...

Автор: Cвeтлaнa Kapaceвa
Просмотров страницы: 169


Теги: флот, лодка, российская империя, интересный факт, строительство, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>







Наклейка «Победа! Помним! Гордимся!»

Наклейка
«Победа за нами!
Помним! Гордимся!»



Лента новостей
05:35   Защищавший Ефремова адвокат прокомментировал свое ранение в зоне СВО

05:30   Тревел-блогер раскрыл истинное отношение китайцев к россиянам

05:19   В Германии заявили о прорыве России в ДНР

05:18   Стали известны возможные поджигатели завода на востоке Москвы

05:05   Управляющий пермского филиала «Вкусно - и точка» не дал отгул и лишился работы

05:02   В Белгородской области отменили опасность атаки БПЛА

05:01   Пара занялась сексом на выброшенном в центре города диване

05:00   Лишенные секса люди рассказали о своих переживаниях из-за чужой интимной жизни

04:56   На Западе описали новое «ужасное» российское оружие для прорыва

04:40   Десятки лошадей погибли от голода на конном заводе в российском регионе

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 03.05.2024



Тематические фотоподборки

Подборка пикантных фотографий

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |