DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Психология

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Почему не «работает» церковное крещение?


Почему не «работает» церковное крещение?

С начала девяностых годов прошлого века мы стали свидетелями массового явления – крещения в церкви. Многие стали участниками этого «движения». Уже достаточно сказано о социальных и психологических причинах этого явления – утрата веры в привычные социальные ценности, необходимость чувствовать связанность с чем-то значительным, потребность во что-то верить и т.п. Несмотря на массовость, каждый участник этого «движения» связывал с принятием крещения что-то свое личное, пусть смутные, но все-таки надежды на лучшую жизнь.

Основания для таких надежд находятся не только в естественном стремлении человека к жизненному благополучию, но в церковной догматике: «Крещение есть Таинство, в котором верующий … умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Православный катехизис, п. 285).

Прошло много времени с того момента, и уже можно подводить итоги. Что дало крестившемуся человеку его крещение? Привело ли оно к улучшению жизни человека? На основе своего двадцатилетнего священнического опыта могу уверенно сказать: «Нет, крещение не «работает», не дает улучшения жизни человека».

Конечно, есть исключения. Но они связаны в большей степени с радикальным изменением привычной жизни человека, чем с его внутренними изменениями. Например, мать потеряла ребенка и после крещения полностью погрузилась в выполнение бесконечных церковных предписаний. Это, конечно, отвлекает от горя, и в этом смысле можно говорить о пользе крещения и церковной жизни.

Крещение в церкви наших современников продолжается и сегодня, правда, не столь масштабно, как в девяностых годах. И поэтому важно понять, почему не «работает» крещение. Где же обещанная «духовная и святая» жизнь? Что можно сделать, чтобы крещение приводило к улучшению жизни человека? Для ответа на эти вопросы воспользуюсь своим опытом практикующего психолога.

С психологической точки зрения, крещение – это инициация, переводящая человека в новое состояние и дающая ему жизненные ресурсы в этом состоянии. В настоящее время примеры подлинных инициаций мы находим, как правило, только в сохранившихся архаических культурах. Например, инициация мальчика в число воинов племени или инициация девочки в девушку, готовящая её к замужеству. Для этих инициаций характерны тяжелые физические испытания, вызывающие глубокие и сильные переживания. Можно сказать, даже необходимое физическое и эмоциональное потрясение, которое на время инициации полностью овладевает человеком. Для чего это нужно?

Как уже говорилось, инициация – это психологический ритуал включения человека в новую, качественно иную, жизнь. Чтобы это «включение» произошло эффективно, по-настоящему, необходимо опираться на уже существующий жизненный опыт человека. Этот опыт есть у всех людей – это опыт рождения, опыт нашего появления на свет. Рождение является для ребенка и физическим, и эмоциональным стрессом, даже при нормальных родах. Меняется тип питания, дыхания, температурный режим, меняются все ощущения, прохождение через родовой канал вызывает сдавливание тела младенца и заставляет непривычно работать его мышцы. Травма рождения хорошо описана и изучена еще в начале прошлого века (например, Отто Ранк).

Неслучайно ритуалы инициации имеют символику погружения в матку (пещера, тесная хижина, купель) и символический выход из неё. Это всегда вызывает недоумение у взрослого человека, даже у современников Христа: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин.3, 4). Да, «может», если захочет родиться для новой жизни. Очевидно, что для этого необходимо соединение двух составляющих: сильного эмоционального переживания, похожего на наш опыт рождения, и осознанного представления о той новой жизни, в которую он рождается. Соединение этих компонент в обряде инициации дает новую жизнь и ресурсы для её проживания. Об этом говорит и Христос: «… истинно, истинно говорю тебе: если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин.3,5).

Что мы имеем в современной Церкви? Во-первых, священники не готовят крещаемых к эмоциональному переживанию нового рождения, «рождения от Духа» (Ин. 3,6), потому что сами не знают, что это такое. Да и зачем это делать? Народ и так покупает эту услугу. Во-вторых, сам народ не знает, во что он крестится, а Церковь не объясняет. Зачем объяснять, если они и так крестятся? Вот поэтому Крещение и не «работает» – не дает человеку желаемой трансформации жизни, её улучшения.

Предвижу возражения религиозных фанатиков: «Как Вы смеете так думать? Разве Вы не знаете, что Крещение соединяет человека с Церковью Небесной?» Да знаю, что соединяет. Но человек платит в Церкви земными рублями, а не «небесными». А земные рубли достаются большинству тяжелым трудом, и человек вправе за свои заработанные деньги получить от Крещения хоть что-то в этой земной жизни. Но, увы, ничего не получает. Вот и приходится нам, психологам, «доделывать» то, что не делает Церковь.

Автор: Игopь Пoлякoв
Просмотров страницы: 266


Теги: моральные принципы, современность, крещение, христианские традиции, церковь, психология,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
12:37   Уехавший на СВО звезда «Гардемаринов» попал в госпиталь

12:36   Названы лучшие упражнения для исправления осанки

12:34   Жена тяжелобольного певца Носкова раскрыла подробности его состояния

12:33   Мошенники вторгались в квартиры москвичей под видом ремонтников

12:31   Зеленский приехал в ДНР

12:31   Психолог перечислил способы стать счастливыми без денег

12:27   Восемь не долетевших до целей беспилотников ВСУ нашли в российском регионе

12:26   МИД России сообщил о работе военных инструкторов из Франции на Украине

12:23   Крымчанин вспомнил об обиде и пошел с монтировкой к дверям администрации

12:22   Айза раскрыла страшные подробности десятой пластики груди

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Коллекция галстуков-бабочек для MoMA

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |