DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Каламбур, ералаш

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Индийские танцы: какие они? Бхаратанатьям, кучипуди, одисси, катхак...


Индийские танцы: какие они? Бхаратанатьям, кучипуди, одисси, катхак...

Танцевали всегда и везде. Человечества без танцев не существует. Танцы выполняли разные функции, изначально главными были религиозная, ритуальная, обрядовая. Да и что за радость – существовать без танцев?

Сохранились танцы, которые относят к древнейшим в мире, это – индийские классические танцы. Их принято делить на стили, по традиции подразделяя на восемь основных.

Есть танцы, где каждое движение пальцем, каждое движение бровью, не говоря уже о руках, ногах – все геометрически выверено и имеет огромное значение. Прежде всего, потому что эти танцы имеют сакральный характер. Мимика и жесты, безукоризненная последовательность поз и рисунок танца – все строго определено и подчинено сюжету.

К таким танцам относятся все классические танцы Индии, и, пожалуй, самый знаменитый из них – Бхаратанатьям (иногда пишут раздельно: Бхарата Натьям). Он и переводится как «чувства-музыка-ритм-танец-театр», все вместе, такой многогранный вид искусства. И все классические танцы Индии считаются так или иначе связанными с йогой, а также с древней индуистской символикой, историческими преданиями.

В Индии, на юге страны в Тамил-Наду, в одной из главных «чакр мира», как об этом иногда говорят, есть город с храмовым комплексом – Чидамбарам, он же – город танцующего бога, именно там Шива танцует свой космический танец. В Чидамбарам стекаются паломники, заезжают туристы, круглый год там проходят священные фестивали, и рассказывать о нем можно бесконечно (посмотреть ролик можно в комментариях).

Танец Бхаратанатьям связан с этим храмовым комплексом. Танец и родом оттуда, и вдохновлен скульптурами храмов. И наоборот, многие скульптуры вобрали в себя элементы древнейшей танцевальной культуры.

Кроме богов, можно увидеть и полубогинь. Это апсары – небесные танцовщицы. Статуэтки и барельефы апсар можно увидеть по всему Индокитаю. Апсары танцевали, часто соблазняли аскетов, при этом были женами или возлюбленными гандхарв – полубогов, певцов и музыкантов. Иногда апсар и гандхарв сравнивают с древнегреческими нимфами и кентаврами. В самой Индии всегда существовала глубокая связь между разными видами искусства – музыка, поэзия и литература, танец, драма, живопись, скульптура. И эта глубокая связь сохранилась до сих пор.

Самому танцу Бхаратанатьям отводят некий возраст – 5000 лет. Юг Индии оказался для танца заповедником, тысячелетние традиции сохранились в неприкосновенности. Трудно судить о возрасте танца, но фигуры его описаны в древнейших тамильских трактатах. Танцевали храмовые танцовщицы – девадаси – «божьи рабыни», западная традиция дала им название «баядера» (от португальского – танцовщица). Девадаси служили в храмах, исполняли положенные ритуалы, танцевали. Часто присутствовал и сексуальный аспект в жизни и работе храмовых танцовщиц, но священный танец оставался священным танцем – это был божественный танец в прямом смысле этого слова. («Система девадаси» была отменена в Индии только в 1988 году. Однако правительство в курсе, что девадаси не исчезли, хотя их роль несколько изменилась).

Итак, танцует девушка, чаще всего – соло. В других культурах и традициях могут танцевать и мужчины. Этот танец можно расценивать и как танец огня. Сами движения часто напоминают танцующее пламя – празднование вселенной через празднование красоты материального человеческого тела. Вся вселенная – это танец верховного танцора Натараджи, то есть индуистского бога Шивы. Ведь именно верховное божество передало способность к этому танцу людям.

Говорят, во всем мире не более двух сотен квалифицированных исполнителей этого танца. Понимающих этот танец – тоже немного, ведь нужно знать значение каждого жеста. Тем не менее, желающих научиться основам этого танца тоже хватает, уже не в сакральном, религиозном смысле, не в прославлении танцующего Шивы, а в «чистом» виде древнего, красивого (пусть экзотического для европейца) танца. В популярной культуре Бхаратанатьям уже широко представлен в адаптированном виде и в кино, и в телевизионных программах по всему миру.

Желающих присоединиться к «возрождению» классических индийских танцев очень много. Существуют академические и коммерческие институты в разных странах, обучение занимает несколько лет. Тем не менее – популярность древнейшего индийского танца растет. Тем более, что есть и «чистый танец» – так называемая нритта – абстрактные, но согласованные движения, танец как таковой, вне четкого обозначения сюжета.

А танцевать его непросто. Кроме всего прочего, нужно выучить огромное количество движений и понять их смысл. Научиться «по-индийски» выражать чувства (любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм). Эти чувства нужно научиться передавать не только с помощью хореографии, но и филигранно и тонко – через «мелкие» движения головы, шеи, бровей и глаз (только последних может быть от 8 до 36). Ведь Бхаратанатьям – еще одновременно и пантомима, и театр. Нужно выучить каждое движение рук (а они изображают совершенно разное), комбинации движений ног, нужно слышать музыку и понимать термины на тамильском языке и санскрите (а эти термины не поддаются простому толкованию). Много чего нужно…

Конечно, совершенно не обязательно нам всем срочно разучивать классические индийские танцы. Хотя, шутки ради, можно выучить пару жестов или движений и однажды выразить свои чувства «по-индийски». Скажем, мужу или возлюбленному. Те же любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм. Нет, лучше восхищение. Как получится.

И если мы не научимся танцевать Бхаратанатьям, ничего страшного с нами не произойдет. Нам бы свое собственное как-нибудь восстановить. Но, по крайней мере, есть надежда, что сами индийские танцы перестанут нам казаться бессмысленными. Они очень осмысленны: не только каждая «фраза тела», но даже взгляд танцора (танцовщицы) говорит знатоку о многом.

Кучипуди – не менее интересный танец, чем Бхаратанатьям, и такой же древний. Он также относится к основным восьми индийским классическим стилям. Это – танец другого района огромной Индии (штат Андхра Прадеш), но тоже южного. В самом названии отражено место, где зародился танец (деревня Кучелавапури, или «поселение актеров»), в округе Кришна, что граничит с Бенгальским заливом. Говорят там на телугу – древнем дравидийском языке.

Этот танец – тоже танцевальная драма. Считается, что за век до нашей эры искусство этого танца было распространено на большой территории. Танцевали его тоже девадаси-баядеры, то есть храмовые танцовщицы. Впоследствии стали танцевать и мужчины.

По легенде, некий брахман по имени Сиддх Ендра Йоги в XV столетии уже нашей эры внес большой вклад в развитие этого танца. Уже тогда Кучипуди стал синтезом театра, пантомимы, музыки – и поэзии тоже. Танцоры часто декламируют во время исполнения своего танца. И до представления по традиции они сначала представляются стихами и танцем, затем уже начинается театрализованное танцевальное действо.

Многие элементы танца Кучипуди сходны с элементами Бхаратанатьяма, есть и отличия. Разница существует не только в движениях, но и в одежде, и в украшениях.
А самое необычное – танцы на латунной тарелке. Попробуйте представить, какой гибкостью, пластичностью и устойчивостью нужно обладать, чтобы станцевать на блюдце, держа на голове кувшин с водой, и вдобавок – горящую свечу. Но это уже – «высший пилотаж» и увидеть такое доводится крайне редко.

Одисси часто называют просто индийским балетом, настолько этот танец грациозен в своей основе. Он также относится к одному из восьми главных стилей индийских танцев.

Одисси возник давно, около 2000 лет назад в районе, который сейчас относится к штату Орисса (восточная Индия). В пещерах, исследованных археологами в этом районе, найдено изображение танцующих Одисси. В те далекие времена это был светский танец, впоследствии он тоже стал храмовым. Причем, танцевался он в храмах, посвященных и Шиве, и Вишну, и богине Шакти, танцевался он в местах, где собирались исповедующие джайнизм, и в буддистских монастырях. В одном из самых интересных древних храмов – храме Солнца Конарока, стены украшены скульптурами многочисленных танцующих. И по этим скульптурам «во времена забвения» (то есть британского правления) восстанавливали движения. В этом храме есть и Зал Танца.

Танцевали этот танец тоже девадаси – храмовые танцовщицы, только в том районе они назывались махари (приблизительно – «великие избранные»).

В основе танца – два основных начала, мужское и женское. Главное отличие от остальных стилей – тройной изгиб тела (трибанг), многочисленные независимые движения головы и груди, и поза чоука (квадрат, или 4 угла).

В самом танце Одисси существует ряд направлений и школ. Танец несколько раз переживал свой период упадка, но снова возрождался. Стали его танцевать и мужчины, переодетые в женскую одежду. Впоследствии танец стал и мужским тоже, уже без переодеваний.

Одисси отличается от других классических индийских танцев. И если трудно разобраться с терминологией танцевальных элементов, в линиях сюжета, то легко можно услышать разницу в музыкальном сопровождении и различить костюмы. В последних преобладает определенный вид сари, большое количество серебряных украшений (производимых именно в этом штате), интересный головной убор.

Но эмоции, которые передаются танцем, все те же. И их мы можем почувствовать, если не понять. Одисси также становится все более популярным танцем, его пыталась станцевать Мадонна во время церемонии награждения MTV Award ceremony, он представлен в видеофильме альбома Майкла Джексона «Black or White».

Описывать все классические индийские танцы – довольно долгое занятие. Индия – огромная страна, потрясающая своим разнообразием.

Танец Мохини-аттам – один из классических, родом из штата Керала. Мохини – это прекрасная женщина, в которую превращался бог Вишну. И сам танец – это танец обворожительной женщины. Известно около 40 основных движений, большинство связано с покачиванием женского тела: ведь нужно как-то отвратить ужасных демонов, чтобы не мешали собирать богам нектар. Это – маленькая и нежная драма в танце и стихе.

Танец Манипури известен на северо-востоке страны, который граничит с Бирмой (Мьянмой). Район происхождения этого танца наложил свои особенности и непохожести в темах и в исполнении. Манипур, родившийся в индийском штате Манипури, – очень зрелищный танец. Когда-то «танец – приношение богам» стал постепенно светским, его могла танцевать и сама королева, и тогда все социальные различия и касты переставали существовать. На время, конечно. Танец считается прочно связанным с легендой о сотворении мира, без него не обходится ни одни из главных праздников – Лай Хараоба (апрель-май). А зарождение этой танцевальной традиции относят к древнейшей эпохе поклонения огню. Для этого танца характерно очень мягкие, плавно переходящие друг в друга движения. Даже у мужчин, танцующих с мечом или копьем.

Очень интересен танец Катхак. Он родился на северо-западе страны, где всегда было много кочевников. Катхак переводится с санскрита как «сказитель, рассказчик», эти рассказчики передавали танец по наследству. Катхак базировался на мифологических сюжетах, или же это было театральное действо с нравоучительным уклоном. Танцевали его и в храмах, и на площадях, и во дворцах. Рассказчики умели держать в напряжении огромную аудиторию, пользуясь часто скудными средствами. Вот он повязал платок на талии – он злодей, накинул шаль на голову – прекрасная девушка.

Катхак постепенно вбирал в себя многие «заимствования» из Центральной Азии, что определило его непохожесть на другие танцы. Повороты и кружения – от «вертящихся дервишей», «прямые» ноги и несгибающееся туловище – от персидских танцев, на каждой щиколотке – до 150 колокольчиков! От цыган – всем нам знакомые движения фламенко. Схожесть между катхаком и фламенко просто поразительная, дроби ступнями звучат вполне «по-испански». Вихрь движений, пируэты, дроби – катхак по своей сути «чистый» танец, далеко ушедший от религиозных ритуалов. Четкого порядка сюжетов тоже уже нет. Но какая виртуозность, и какая искрометная радость танца!

В танцевальных костюмах Катхака – также большое разнообразие: они могут быть традиционно индийскими, бенгальскими, а могут быть и мусульманскими.

Классические индийские танцы – не только древнейшее искусство, но и целая наука. Изучение их может потребовать всю жизнь, это только для очень сильно стремящихся. Но, надеюсь, они стали более понятными, обрели хотя бы минимально воспринимаемый смысл. Надеюсь, что и своеобразная утонченная красота этих танцев тоже не пройдет мимо ваших внимательных глаз.

Автор: Гaля Koнcтaнтинoвa
Просмотров страницы: 297


Теги: традиции, индия, искусство, танцы, культура, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
20:40   Обнаружена польза витамина D для устойчивости к раку

20:37   Таджикистан заявил, что его гражданам массово отказывают во въезде в Россию. На границе застряли сотни человек

20:36   Россиянину грозит до пяти лет колонии за оскорбление Зои Космодемьянской

20:31   Бывшая жена Сергея Шнурова в прозрачном комбинезоне прогулялась по улице

20:30   Совершавший нападения на жителей Ростова-на-Дону задержан

20:29   Энергокомпании решили превращать пищевые отходы в «зеленую» энергию

20:29   Пентагон отказался комментировать отвод танков Abrams с поля боя на Украине

20:26   Турист поехал в Таиланд, оказался на улице и лишился сотен тысяч рублей

20:22   Порнозвезда раскрыла реакцию матери на ее работу

20:22   Бузова рассказала о сделанных в больнице выводах

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 26.04.2024



Тематические фотоподборки

Подготовка парада

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |