Красный и розовый. Откуда берёт истоки символика этих цветов?
Мы уже коснулись общих аспектов биологического и психологического влияния цвета. Перейдем теперь к символике конкретным цветам.
Красный Красный цвет ассоциируется с огнем, солнцем, человеческой кровью. Не удивительно, что это очень активный, возбуждающий, энергичный цвет. Вот почему он всегда вызывает у человека самые сильные страсти.
Эти страсти могут быть разными. Цвет приливающей к лицу крови свидетельствует о волнении, поэтому он часто символизирует гнев и агрессию, и выводит из себя неуравновешенных личностей. Исходя из этих представлений, быка на корриде «нервируют» именно красной тряпкой, хотя, по данным науки, копытные вообще не различают цветов, и животное раздражает не цвет тряпки, а ее настойчивое мельтешение перед носом.
В. Кандинский о цвете: «Светлый теплый красный цвет… вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы – это упорный, навязчивый, сильный тон. Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства, он подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо – остудить водою. Этот красный цвет вообще не переносит ничего холодного и теряет при охлаждении в звучании и содержании».
К. Петров-Водкин ''Купание красного коня''. Кровопролитные сражения сделали красный цвет и символом войны (вспомним рыжего всадника «Апокалипсиса», римского бога Марса, одежду средневекового палача), а также – протеста и революционной борьбы. Красные рубашки носили и сторонники Джузеппе Гарибальди. А знаменитое революционное красное знамя было впервые поднято во время Парижской Коммуны в 1871 г. В результате этот цвет «пролитой крови всех борцов за дело трудящихся» надолго стал цветом коммунизма и множества левых революционных движений («Красные бригады», «Красные кхмеры»). Забавно, что для Китая этот «коммунистический» цвет оказался вполне органичным – он издавна почитался, как атрибут бога счастья.
В жарком Древнем Египте красный, наоборот, не любили и связывали с ним Сета – злого бога пустыни.
В. Ерофеев «Москва-Петушки»: «Они вонзили свое шило в самое горло... Я не знал, что есть на свете такая боль, и скорчился от мук, густая красная буква «Ю» распласталась у меня в глазах и задрожала»
Заметность и «огненность» красного объясняет, почему ему суждено было стать цветом предупреждения, запрета, опасности (дорожные знаки, габаритные огни, светофор, «Красная книга», окраска ядовитых насекомых и т. д.).
В христианстве красный (впрочем, как и остальные цвета) имел самое разнообразные, часто противоположные значения. Это и цвет вавилонской блудницы, «облеченной в порфиру и багряницу» и восседающей на «звере багряном», и цвет ада (связь с огнем), и Христовых страстей, и святых мучеников, дни памяти которых отмечались красными чернилами (отсюда и пошел «красный день календаря»).
Однако красный вызывал не только трагические эмоции. На Руси он ценился настолько, что практически был синонимом слова «красивый» («красна девица», «красна изба пирогами», «Владимир Красно Солнышко» и т.д.). Недаром платье древнерусской невесты обязательно было красным. Возможно, именно холодный климат культивировал в русичах тягу к «согревающему» яркому цвету. В Европе красный цвет издавна считался королевским (его носили также и кардиналы).
Красота, броскость и возбуждающая сила сделали красный цветом сексуальности и страстной любви. В африканских любовных посланиях из бус именно красные бусинки означают сильное влечение. Символом любви всегда была алая роза, ну а знаменитая рифма «кровь-любовь» окрасила русскую поэзию в надрывные жертвенные тона. Впрочем, страсть, смерть и красный цвет всегда шли рука об руку в человеческой культуре.
О. Уайльд «Соловей и роза»: «Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, ...а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая кровь. Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И на Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная роза. ...Все мучительнее и мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле. И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке».
Страстное танго танцевали при красном освещении, а «красные фонари» становятся опознавательным знаком районов, где работали «жрицы любви», сочетая в себе такую гамму символов, как интимность, сексуальность и запретность. Красное платье Лэн вдохновляет джазмена Джонни из повести Х. Кортасара «Преследователь» на гениальные произведения, чего никак не может понять пишущий его биографию, критик (« – Например, красное платье Лэн, – говорит Джонни. – Вот такие детали не мешает брать на заметку, чтобы включить в последующие издания»). Вообще, красный цвет в женской одежде всегда сигнализирует о том, что вы хотите привлечь к себе мужское внимание. К тому же он замечательно подчеркивает естественный цвет лица.
Однако в больших количествах красный цвет утомителен, вызывает беспокойство и может сильно раздражать. Ярко-красное платье женщины, неотразимое на празднике, в ресторане или во время «амурных» похождений, совсем неуместно в офисе, и даже способно отпугнуть на свидании робкого любовника. Вспомним также и байку про студента, утомленного постоянно занятым в общежитии туалетом и выкрасившим его в красный цвет. В результате – время пребывания в столь «кричащей обстановке» значительно сократилось. При этом не стоит забывать и о субъективном отношении человека к цвету, связанным порой с совершенно непредвиденными ассоциациями. Так, Наполеон Бонапарт, несмотря на свою воинственность, говорил: «Красный – это цвет Англии. Я не могу выносить его вида».
Розовый
Добавив в красный цвет белый, мы получаем розовый. Агрессивность красного исчезает, не теряя своей привлекательности. Он соответствует оттенку человеческой кожи, особенно в младенческом возрасте. Отсюда тянется и цепочка розовых ассоциаций – нежность, мягкость, детство.
«Розовые очки», «розовые мечты», «видеть мир в розовом цвете», «розовый слон» – всё это выражает романтичность, доброту и комфортность данной гаммы. Недаром этот цвет издавна признан символом женственности (вспомним розовые ленточки для новорожденных девочек). Не так давно его взяло на вооружение молодежная субкультура «эмо» – где мрачная романтика готического черного цвета оттеняется сентиментальностью, ранимостью и инфантильностью розового.
Несмотря на все достоинства, избыток розового цвета может символизировать также поверхностность и легкомысленность. Вспомним хотя бы насмешки над розовым антуражем «глуповатых блондинок». Понятно, что одежда такого цвета вряд ли будет уместна на деловой встрече.
Автор: Cepгeй Kypий Просмотров страницы: 256
|