Не бойтесь перехвалить сотрудников
Анна Мухина, руководитель отдела карьерного консультирования Центра «Гуманитарные технологии»
Среди работодателей популярен миф о том, что поощрять подчиненных нужно очень аккуратно, чтобы не расслаблялись. Но практика показывает, что более успешны именно те руководители, которые не скупятся на похвалы.
Перехвалить человека невозможно. Это касается не только отношений начальника и подчиненного, но и любых отношений с окружающими людьми. Хотя в нашей стране у многих руководителей действительно почему-то сущест-вуют такие опасения. Для российской деловой среды характерно убеждение, что учиться управлению не нужно. Отсюда столько неграмотных руководителей и такое количество опасных мифов и заблуждений.
Возможно, это связано с российским менталитетом. Среди отечественных работодателей, например, бытует мнение, что в отношениях с подчиненными кнут гораздо эффективнее, нежели пряник. В действительности же это очень опасное заблуждение. На протяжении многих лет самые разные отрасли психологии неизменно приходят к одному и тому же выводу: чем больше мы получаем позитивной отдачи от окружающих, тем гармоничнее наша жизнь.
Например, если начальник-мужчина в женском коллективе начинает рабочий день с того, что делает своим сотрудницам пару комплиментов, можно не сомневаться, что и настрой, и мотивация в таком офисе будут на высоте. Разумеется, подход должен быть индивидуальным: одного нужно постоянно держать под контролем, направлять и одергивать, другой достаточно самостоятелен, и его можно оставить в покое. Однако, несмотря на это, стоит предоставлять обратную связь каждому сотруднику. Следует помнить, что руководитель заинтересован в этом ничуть не меньше сотрудника, поскольку вовремя и к месту сказанная похвала является одной из важнейших составляющих нематериальной мотивации.
Чтобы не случилось пресловутого перехваливания, которого так боятся руководители, необходимо раздавать комплименты дозированно. Обратная связь бывает как положительной, так и отрицательной, и между ними нужно соблюдать баланс. Цель одобрения и критики не только в том, чтобы дать человеку заряд эмоций: важно чтобы он понимал, как его действия воспринимаются со стороны.
Еще один аспект, который удерживает руководителей от частого устного одобрения, — страх обесценить собственные слова. Однако если похвалы адекватны и привязаны к каким-то конкретным успехам сотрудника, опасаться нечего. Такой справедливый подход придаст вашим словам вес и поможет избежать их обесценивания.
Просмотров страницы: 324
|