Мультфильмы «Гора самоцветов». Сами смотрели, или только детям показывали?
...Тогда приготовьтесь к неудобным вопросам. Они, вопросы, непременно возникнут. Потому что цикл «Гора самоцветов» – это маленькие шедевры. А шедевры всегда неоднозначны. Поэтому если вы полагаете, что можно просто вставить диск, нажать на «play» и дальше заниматься своими делами, то с «Горой самоцветов» этот фокус не пройдет.
Конечно, встречаются здесь мультфильмы совсем простенькие – и по форме, и по содержанию. Например, «Медвежьи истории» – детские сказки о животных. Но чаще мультфильмы эти оставляют после просмотра очень много вопросов и размышлений. Я бы даже сказала, совсем не детских размышлений.
Как рождаются самоцветы…
Выдающийся мультипликатор, руководитель студии «Пилот», Александр Татарский, решился на авантюру – в наше исключительно коммерческое время создать некоммерческий проект. Я где-то читала, что в детстве у Татарского была книга с таким названием, содержащая сказки народов СССР.
Александр Татарский Над каждой сказкой работает отдельная творческая группа. И похожих фильмов здесь просто нет. Вот рисованная «Жихарка». А как вам колоритнейший кукольный мультфильм «Как пан конем был» или яркий пластилиновый «Куйгорож»? Создавалось впечатление, что Александр Татарский, заполучив-таки современные материалы для творчества, все никак не мог остановится – и создавал, создавал, создавал, собирая при этом отличную творческую команду.
Увы, сердце Александра Татарского остановилось 22 июля 2007 года. Но идея осталась жить – уже в августе того же года были выпущены новые серии. А всего по замыслу их будет не меньше ста.
Мультфильм про пана-коня по мотивам белорусской сказки особый. В нем хитро сплелись образы не только изможденных угнетаемых белорусов, но и хитроватых цыган, и предприимчивых евреев. Пожалуй, белорусы здесь – самые невзрачные.
Идеи: национальная и творческая
Однако идея проекта оказалась намного глубже. С одной стороны «Гора самоцветов» – это знакомство маленьких зрителей с народами, населяющими Россию. А еще – «расшифровка» национальной символики. Эта заставка предваряет каждую серию цикла. Вот увидите, если малыш «подсядет» на «Гору», то вскоре начнет цитировать ключевые моменты:
«Герб России – двуглавый орел…» – и далее по сценарию.
Иная цель, которую не иначе преследовал Татарский, – найти новые таланты и передать им опыт «старой», еще советской, школы мультипликаторов. Ведь наследие это огромно, но более легкая в исполнении компьютерная графика начинает вытеснять рисованные, кукольные, многослойные мультфильмы. Сам Татарский применял свою знаменитую пластилиновую технику в сериале – в ней выполнена главная заставка.
К слову, обе цели были достигнуты. Детвора наперебой заявляет, что «мы живем в России», а сам фильм подарил нам несколько новых имен. Например, режиссер еще одного сериала (правда, компьютерного) «Лунтик» Дарина Шмидт. Дебют 26-летнего мультипликатора состоялся в 2004 году (на тот момент Дарине было 21 и лента была в соавторстве) – фильм «Кот и лиса». А в 2007 году молодая режиссер выпустила свой фильм «Маленькая Василиса».
Сериал издается при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. А бюджет проекта до обидного в разы превосходит доходы от проката. Впрочем, когда в мае 2006 года этот цикл был показан по телевидению, он заметно обогнал такие детские монстры, как «Спокойной ночи, малыши!». В дни показа сериал смотрели более 25 % аудитории.
А что за вопросы-то?
Как любое произведение искусства, мультфильм ценен деталями – тем, что отличает его от других. Так, в фильме «Крошечка-Хаврошечка» вам придется отвечать детям на вопросы – что же такое смерть. Ибо фильм в самом деле очень жизненный и местами страшный. Ну и вообразите, что в одном из фильмов вашим детям встретится обнаженная натура. Ничего криминального – сцена из бани. Но тем не менее.
А уже упомянутое кино «Как пан конем был» оставит совсем другие непонятности. Например, что означает надуть коня (и как это – надуть?). У фильма «Шейдулла-лентяй» плохой конец. Но почему нам не жаль главного персонажа? И, наверное, самый главный вопрос – что же это за страна такая, в которой мы живем? Для того, чтобы ответить, вам придется обзавестись подробной географической картой или атласом.
Автор: Катерина Богданова Просмотров страницы: 292