В чем причины родительских ошибок?
В предыдущей статье мы рассмотрели различные варианты «граблей», на которые наступают родители, воспитывая своих детей, и выяснили, что ошибочные педагогические стратегии чреваты далеко идущими негативными последствиями.
Однако почему же так происходит? Почему в наш просвещенный 21 век так много родительских пар, с удручающим постоянством вступающих на дороги, ведущие «не туда»?
В основном причин три. Это:
– психологическая неграмотность родителей;
– их личностные расстройства и даже патологии;
– их попытки решить за счет ребенка собственные проблемы.
Первая причина – неосведомленность – наиболее популярна. Она же и наиболее легко устранима. Действительно, если человек по профессии физик, пекарь или токарь – вряд ли стоит ожидать от него исключительной компетенции в вопросах устройства детской психики. Здорово уже, если в наличии имеется хотя бы общее представление, но и этого может не быть.
Однако если такой человек вполне адекватен, хочет избежать ошибок и исправить по возможности уже допущенные – ему просто нужна соответствующая информация. Именно поэтому психологи постоянно пишут во множестве статьи вроде бы об одном и том же – «где и как соломки подстелить». И эта статья – одна из их длинного ряда.
Смысл таких материалов – сеять «разумное, доброе и вечное» в головах не детей, но их родителей, чтобы те не изобретали велосипед, не повторяли чужих ошибок и адекватно относились к возможностям собственного ребенка. Знание – сила!
Вторая причина – личностные расстройства родителей – намного сложнее.
Далеко не все взрослые люди адекватны. Более того, как говаривал (в шутку, надо надеяться) один из моих институтских преподавателей, «нет на свете нормальных людей – есть недообследованные».
Однако способность к воспроизводству себе подобных имеют решительно все, вне зависимости от психического здоровья (если только нет проблем с репродуктивной системой) – следовательно, в категорию родителей также может попасть кто угодно. В том числе и люди с проблемами – большими и маленькими.
Ясно, что личностные расстройства и акцентуации (то есть – пограничные варианты нормы) родителей не могут пройти незамеченными для всей семьи, и, естественно, они накладывают существенный отпечаток на стиль воспитания.
К примеру, импульсивная акцентуация – то есть взрывной характер родителя – формирует отношения авторитаризма (доминирования) и жесткого обращения с ребенком.
Однако если родитель не агрессивен и властен, а просто чрезмерно тревожен и мнителен, также возможно авторитарное воспитание, исходящее из соображений вроде: «Я боюсь за тебя, поэтому ты будешь делать лишь так, как я скажу – я же знаю, как лучше!». Крайним вариантом в этом случае будет воспитание по типу гиперопеки: «ни один волосок не упадет с твоей головы, я тучи разведу руками, тебе и делать ничего не нужно….»
Демонстративная, истеричная акцентуация родителя приводит к противоречивому способу воспитания: внутренне такой родитель занят исключительно своей персоной, ребенок его раздражает, поскольку требует слишком много внимания. Но на людях демонстрируется подчеркнутое «примерное отношение»: ведь хорошее родительство одобряется обществом, а быть лучше всех – главная цель демонстративных людей.
Дети же – прекрасные барометры: они отлично понимают, что в глубине души такому родителю они не нужны. Поэтому отношения рано или поздно расстраиваются, ребенок начинает «выходить из берегов», он больше не укладывается в концепцию «идеального ребенка» (предел мечтаний демонстративных родителей) – чем еще более их раздражает: реальность не соответствует амбициям!
Нередко дети берут пример с родителей и также вырастают эгоцентриками, а два таких человека рядом – это гарантированная пороховая бочка.
Круг замыкается, и без помощи специалистов в этом клубке уже не разобраться: вроде бы внешне все шоколадно, а внутри – холод и отчуждение.
Если же родитель имеет неустойчивую психическую организацию (то есть его настроение неустойчиво и непредсказуемо: сегодня – один, завтра – другой), то его воспитательный стиль, вероятнее всего, будет либо гипопротективным (другими словами – преимущественно равнодушным к ребенку, с пониженным уровнем удовлетворения и потребностей ребенка, и требований к нему), либо непредсказуемым с элементами то вседозволенности, то жесткого контроля – в зависимости от родительского настроения. На таких «качелях» редко кому из детей удается удержаться, и практически всегда они соскальзывают в непослушание и полное игнорирование любых родительских требований. Если человек сам не знает, чего он хочет и что ему от ребенка нужно – можно ли рассчитывать на авторитет?
Случаи, находящиеся в компетенции так называемой «большой психиатрии» – то есть варианты серьезных психических расстройств и заболеваний – мы здесь рассматривать не будем, это разговор совсем отдельный и в формат статьи никак не укладывающийся.
Однако существует еще одна большая группа причин, по которым родители выбирают пагубные воспитательные подходы, описанные в предыдущих статьях. Вариантов множество, но объединяет их всех одно – так или иначе, это разнообразнейшие попытки взрослых решить свои проблемы за счет детей. Это – безусловно нечестные игры, однако надо сказать, что нередко родители не отдают себе отчета в том, почему же они именно так поступают, и без помощи психологов им проблемы не решить.
Об этом и пойдет речь в следующей статье.
Автор: Haтaлья Пpoцeнкo Просмотров страницы: 301
|