Красота – Наш луч понимания”
(Озарение)
может бытьщитом человечества”
(Откр., 1099)
Каждая Эпоха (астрологический Цикл, длящийся две тысячи лет) имеет свое ключевое Слово, действующее как “спираль прободающего света” (О,58). В минувшую Эпоху Рыб – Эпоху Иисуса Христа, Эпоху Распятия и Искупления, таким словом было “Жертва”. (Недаром первая книга Живой Этики – Зов – начинается с притчи о “власти жертвы”, дабы подчеркнуть преемственность единого духовного подвига для всех эпох: Космического Закона Жертвы). Третье тысячелетие, Эпоха Водолея – Эпоха Шамбалы и ее Владыки Христа-Майтрейи (Майтри с санскр. – любовь), Владыки Любви и Сострадания в Духовных Учениях Востока, - своим ключевым словом имеет “Красоту”. Космическую Красоту, проявляющуюся через космичность Общины Духа и Приход Космического Сознания, Космической Любви на Землю (точнее, на ее тонкие планы, ибо, “можно предполагать, что мир низший не переменится. Конечно, эволюция приведет к синтезу Тонкого Мира” (Откр.,1523)). Иначе как понимать следующее пророческое утверждение Живой Этики:
“ Я сказал – Красота.
И в бою, и в победе Я сказал – Красота.
И неудача покрылась Красотою.
И горы зацвели Красотою.
А вы цветы допустите, их допустите – детей.
И склонитесь перед Принесшим ее – Красоту Великого Мира.
Поймите: нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она – Красота.
В ней путь ваш.
И ею Встречу тех, кто дойдет до Меня.
А они уже идут” (Зов, § 333).
“Конечно, синтез Красоты – победа” (Откр., 297). И к нему приходят через главенствующий принцип жизни – космические слияния. “ Все великие принципы подлежат высшим измерениям” (Там же,1297).
“У Врат Нового Мира толпы, но не знают Врат /…/” (Зов, § 236), но Красота – ключ от Врат (“Мое дыхание – ко Красоте дерзание” (Зов,§ 5); “Произнесший “Красота” - спасен будет” (Зов, §174).
Эстетическая проблематика не выделена в отдельную область в духовно-философском Учении Живой Этики, а является частью космологии, символической космогонии, онтологии и гносеологии Учения. Как и вообще основной чертой индийской философии является ее синтетизм: когда любая проблема исследуется одновременно со всех сторон – с точки зрения метафизики, этики, логики, психологии и теории познания, но не порознь, как это делается в западной философии<1>. Восточная традиция изначально не разделяет онтологию и этику, законы материального и духовного мира: реальность есть всецелое бытие и лишь всецелое бытие – реально – основной тезис индийской философии <2>.
Однако при непредубежденном философско-эстетическом анализе выясняется, что прочитать (= понять) Живую Этику адекватно можно только и прежде всего в эстетическом ракурсе, метафизически понятом. Эстетическая составляющая Учения образует собой его смысловое поле, духовно-энергетическое пространство и определяет coвокупность элементов, равно и энергий, его ядра. Живая Этика есть Эстетический Логос par excellence, (per se), т.к. эстетические интуиции и ментации не только пронизывают собой все пласты Учения: эзотерический, мифологический, религиозный, философский и научный, но и образуют его эстетический стержень как зиждительное начало (начало тождества в Учении Сердца и Разума), сообщающее свою волю материальному плану. Т.е. эстетическое начало конституируется в Учении как смысло- и системообразующее.
Эстетический дискурс Учения, развитый в этическом ключе и в системе космического эволюционизма, является базисным в рациональном (и в медитативном плане тоже) восприятии Живой Этики как формы “Живого Знания”, которое всегда трансформационно. Ибо не только реципиент работает с текстом, но и Текст, прежде всего, работает на всех трех планах с интегрированной персональностью реципиента, изменяя его энергетику и качество сознания, выстраивая на плане ума души ментальное тело субъекта восприятия.
Итак, исходный постулат нашего анализа: экстремально-эстетическая аура Учения и детальное его изучение в эстетическом ракурсе, позволяют нам утверждать, что Учение Жизни, или Агни-Йога, есть по существу и par excellence метафизическая Философия Красоты, полагающая новые основания последней, или Эстетика Огня (огненного Принципа жизни - принципа трансформации). Эзотерическая традиция в аспекте концепции космической эволюции является ее базовым элементом. Данный вывод основывается на проделанном нами анализе мировоззренческой парадигмы Живой >Этики, главной целеполагающей и системообразующей категорией которой является категория Прекрасного – Красоты как метакатегория в эстетической парадигме Учения. Ее текстуальному анализу мы и посвящаем нашу II-ую главу.
Метафизические основания Красоты
“Учение растет спирально, как и все сущее”, - сказано в Живой Этике (АЙ, § 413). И понятие Красоты разворачивается в Учении спирально, в зависимости от расширения сознания субъекта эстетического восприятия: из сферы мирской в - священную, за пределы пяти чувств, как трансцендентной целостности.
И хотя Красота, точнее, красота, и является общеупотребительным понятием, оно тем не менее остается практически не формализуемым и едва ли вербализуется (разве о Несказуемом говорят!). И уж тем более не поддается систематическому выражению, способному лишь профанировать его. Мы только знаем о Ней (Красоте), из Живой Этики и собственного духовного опыта, что Она - “ключ от Высших Сфер” и “аспект Высших Миров”, и “...одна из Космических Основ - Красота – яро и жестоко попирается обыденностью” (ГАЙ, IX, § 211), а в наш век предельной поляризации сознаний, как никогда! И еще Живая Этика сообщает нам, что “Искусство и наука будут ведущими силами эволюции” (ГАЙ,I,26.1), но добавим от себя: только на путях Красоты. “Красота - это понятие (т.е. логическая структура, рациональный принцип, а не иррациональная, ирреальная. - Н.Ш.). - На смене двух Эпох (Эпохи Смешения и Эпохи Разделения, согласно древней авестийской традиции. - Н.Ш.) она дается как Знамя ведущее, как основа строительства Нового Мира, как безошибочный критерий, позволяющий отделить мир старый от Нового, чтобы этот последний созидался на принципе Красоты” (ГАЙ,VIII, § 342).
Итак, Красота есть высшая телеологическая ценность в Учении Живой Этики, обладающая анагогической функцией. Феноменологию Красоты в концепции миров Живой Этики схематически мы можем представить как пирамиду Духовного Мира, восходящий треугольник которой преображается и имеет своим источником Красоту как “цель Космической Эволюции”. “Так путь Красоты сокращает дорогу” (Озарение, § 122).
“Космос направляет мир к овладению Красотою” (Беспредельность, § 178), в которой сокрыты все возможности Гармонии жизни, вся свобода реальности.
“В Красоте явится Беспредельность. В Красоте озарятся учения Искателей духа, в Красоте не убоимся явить правду свободы. В Красоте зажжем сияние каждой капли воды. В Красоте материю претворим в радугу. Нет безобразия, которое не утонет в лучах радуги разложения. Нет оков, которые не разложатся в свободе Красоты. Как найдем слова коснуться мироздания? Как скажем об эволюции форм? Как поднять сознание к изучению оснований? Как подвинуть человечество к научному осознанию миров? Каждое осознание рождается в Красоте” (Озарение.3,V, § 1). Из приведенного фрагмента видно, что красота есть категория Вечности и Свободы, ключевая метафора Культуры как квинтэссенции человеческой деятельности и основание онтологии и гносеологии, но и содержание Истины в системе эзотерической философии Живой Этики, ее базовая конститутивная синтетическая метакатегория.
“Эзотерическая доктрина – единственный хранитель истины”, - учат Махатмы <3>. И у нее есть свой культ – культ Красоты, и она есть “формула Космической Эволюции” в концепции Живой Этики. “Все, что относится к красоте, имеет касательство к Высшим Мирам. Красота – это аспект Высшего Мира. Самый высокий культ служения на Земле и в Мирах – это культ Красоты” (ГАЙ,VII, § 732). И если понятие “Бог” до сих пор многих людей разъединяло, то Красота должна их соединить, ибо не носит рамок конфессиональности. Красота, если так можно выразиться, - Лицо Вечности, ее природа. Красота - закон Бессмертия. И есть вневременная, трансцендентальная, идеальная категория и обобщающая парадигма Живой Этики. “...Конечно, элементы Красоты сосредотачиваются в духе... Красота качеств и накоплений духовных не принадлежит ни смерти, ни уничтожению. Все, что от Красоты, - бессмертно и сопровождает дух в высшие Сферы как его неотъемлемое достояние, собранное им в Чаше (энергетическом центре сердца. - Н.Ш.). Образы Красоты - достояние космическое. Аура планеты украшается >ими и служит пищей для всех, кто живет Красотой. ...Тот, кто строит на Красоте и Красотою к Свету идет, и облекается Светом” (ГАЙ,IV,§ 419). Световая (Огненная) природа Красоты неоднократно утверждается в Живой Этике и в данном постулате коррелирует со Средневековой эстетикой Света отцов Церкви, отчасти имея ее своим эстетическим генезисом (в диахроническом порядке, конечно).
Искусство учит пониманию Красоты. “Служение Красоте и искусству есть питание оболочек своих Светом. Даже травы тянутся к Свету, тем более - дух. Значение искусства как питания духа - огромно. Искусству в жизни человеческой можно отвести первенствующее место, через него - Свет. Искусство можно назвать, в его высшем понимании, новой религией человечества (курсив мой. - Н.Ш.). Красота - это купол Великого Храма Жизни. Красота синтетична, ибо может обнять собой все. Можно представить себе, как Красотою оформлены все тела человека (имеется в виду физическое, тонкое, ментальное и огненное тело человека. - Н.Ш.) и как входит она во все его дела, мысли и чувства. Красота - это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота - это Жизнь. Мир Новый будет строиться красотою и основан на Красоте. Но Красота войдет в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служит искусству, есть служители Света” (ГАЙ,IV,§ 456). “Поймите: нет вещей, нет решений, нет гордости, нет покаяния, есть она - Красота” (Зов,§ 277) как содержание истины, как безошибочный критерий подлинности, а значит, истинности бытия. Красота есть человек, как высшая эволюционирующая форма Космической жизни, а значит, мера всех вещей. Красота как объективация онтологической сущности жизни и природы человека. Сакральный аспект жизни.
Далее остановимся на анализе категории Красоты в системе Тонких и Высших Миров в Учении, ибо понятие Красоты, как мы уже говорили, есть системообразующее начало в концепции Миров Живой Этики. Ибо Красота не от мира сего, трансцендентное ядро жизни.
“Произнёсший “Красота” - спасен будет” (Зов,174). Развернем эту формулу. Сакрально-религиозный смысл – опыт Красоты, в представлениях Живой Этики, состоит прежде всего в подчинении личностной жизни внутреннему свету (в сложении личности перед безличной духовной сущностью) и действенной силе бесконечного обновления идеалов, в способности преодоления двойственности человеческой природы – в опыте очищения души и имманентного тождества человеческой природы – целостности Мироздания. Красота есть синтез всех высших энергий, направляющий фокус духовного восхождения. Красота не может быть сведена к ее отдельным проявлениям. На чем настаивал еще Сократ в споре с Гиппием о прекрасном<4>.
Красота, в концепции Живой Этики, есть движущая сила эволюции. Эволюции как процесса высветления, утончения планов. Красота как способность мира форм к самообновлению, как самоорганизующаяся система духа, универсальная идентичность духа. Как высоковибрационная энергетика духовного, как огненно-творческий импульс Духовной Воли, Цели, Могущества, как стадия откровения на спирали мирового развития и фактор познания микрокосмоса в сакральной онтогносеологии. Красота как имманентный процесс преображения духо-материи. Как сила проявления трансцендентальной Мысле-Основы. Опираясь на логику синтеза, лежащую в основе эзотерического текста, приходим к выводу, что Красота есть АУМ. Триада которого раскладывается на составляющие:
“... “А” есть Мысль-Основа, “У” есть - Свет-Начало и “М” есть Тайна, Сокровенное” (АУМ, § 132). Таким образом, Красота - и трансцендентный источник жизни, и сознание как форма ее существования. Следовательно, изначальная двойственность Единой Жизни, проявляющей себя как бытие и существование, “снимается” в синтетическом, космоургическом единоначалии - Красоте. И как далее будет подтверждено анализом, Красота является не только эстетической универсалией, но и новой мировоззренческой парадигмой памятника духовной культуры - Учения Живой Этики.
Красота в аксиоматике Агни-Йоги служит аналогом Космического Магнита как Иерархического принципа Бытия. Эстетика Живой Этики развивает эманационную теорию Красоты как истечения из Высшего Мира. Логос Красоты – эманация Абсолюта. Красота есть знание духа и духовный императив в системе Живой Этики. А самою эстетику можно определить как науку контакта и соответствий творческих функций человека с творчеством Космоса.
Для понимания имплицитной эстетики Живой Этики, метафизической в своей основе, в сущности >нужно немного: чистота ума, известная дисциплина мысли и синтетическое единство интуиции и разума. И тогда ее эстетическую парадигму можно использовать в стратегических целях как жизненно важную. Как трансцендентального посредника между миром и Космосом. А главное, такая трансцендентальная эстетика Живой Этики позволяет сделать возможным для эстетического опыта трансчеловеческие измерения, начав с преображения внутреннего человека, а не внешней действительности.
Агни-Йогическая эстетика (стимулируя энергетические – творческие центры человека) открывает возможность перед человеком вмещать радость света, которую отнимает у него техногенная цивилизация. Она звучит нотой восхищения перед Прекрасным, собирающим зерна Света, как предпосылкой духовного роста. “/…/ лестница Архата лишь в Прекрасном” (МО,I,§ 177).
“/…/ Опыт в прекрасном держит в пределах достоверности /…/” (МО,I, § 243). Вся метафизика Прекрасного в этой емкой формуле: все, что “до” Прекрасного, то в объятиях майи, в тисках ложных представлений самости и является мертворожденным. Само Прекрасное - есть тонкое свойство распознавания или граница между эссенциальным и акциденциальным. Прекрасное есть провод к потоку Беспредельности, к истоку Благодати, согласно Агни-Йоге. Прекрасное есть и эстетический акт вмещения противоположений или совершенный Бинер. “Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это как непобедимую истину. Потому, когда говорим о сердце, Мы утверждаем твердыню чувства. /.../ Учение о творящем чувстве будет познанием творчества мыслей. /.../ Не может творить рассудок, если не дать зерно сердца. Так, когда говорим о сердце, говорим о Прекрасном” (С.§ 391). Сердце - источник творчества в микрокосмосе человека, камертон Прекрасного. (Имеется ввиду открытое, трансмутированное и умное сердце.)
И если определять эстетику “как науку об общих законах организации выразительных форм, будь то произведение искусства или мир как целое в его единстве, коль скоро они могут быть чувственно восприняты (курсив мой. - Н.Ш.) и оценены со стороны их человечески ценностного содержания. Предметом эстетики в таком подходе становится все сущее, взятое в определенном модусе восприятия” <5>, то надо сказать, что с точки зрения эзотеризма (как точного восприятия и знания мира: от “точки”, Общего к частному, Сверху вниз: от Высших Миров Духа к человеческим, от Универсальных Законов Космоса до их конкретного, непосредственного земного проявления) чувственное восприятие является - низшим, элементарным восприятием, будучи астрально-физическим планом жизни, за ним следует ментальное, духовное, космическое восприятие. И коль скоро речь идет о том что предметом эстетики при таком универсальном подходе становится все сущее (вспомним, что у Ф.В.Шеллинга эстетика – это философия Универсума), то имеет смысл толковать эстетику как способ синтетического восприятия мира-космоса, как всеобъемлющую науку о законах трансформации низших форм жизни в высшие, как составляющую эволюционной системы, механизм и рычаг космической эволюции, целью которой является Красота, равно Гармония, равно Свет, равно Синтез. То есть эстетическая функция есть творящая сила Космоса, ритмизирующая (ритм как форма движения материи), инициирующая, энергетизирующая и направляющая все сущее. Источник ее - Пространство Начал. Эстетическая функция - созидательная сила Вселенной. Она есть сила-качество проявления Логоса, принцип и форма выражения Космического Магнита (Синтетического Единоначалия). Эстетическое есть противовес хаосогенной энергетике, и потому, безобразное не может рассматриваться как эстетическое. Но не может быть и исключено последним, ибо “на полярности вся жизнь строится”. “Назначение Космоса - разновидность форм при единстве жизненного импульса. /.../” (Откровение,1246)*. Данное метафизическое единство жизненного импульса и сообщает проявленному миру Красота=Гармония= Огонь - Свет как космическая основа жизни. Красота есть Космический Принцип организации жизненных форм по Закону Космического Магнита - Энергетического Центра Вселенной. Таким образом, эстетическое есть синтетический метод эволюции жизненных форм - от Логоса, человека и до минерала. Ибо их всеначальная энергия едина в своей основе. Красота есть космическая мощь - сила объединения атомов.
Целесообразно определить эстетику как науку о сознательном восприятии. В данном контексте можно говорить об эстетике огня. Ибо “Разум может утверждать огонь как сознательное восприятие. Цель циклов – довести дух в полном сознании до огненного мира” (Откр.,1628). Эстетика как наука о совокупности принципов космической эволюции, имеющей своей целью – Красоту, Прекрасное как модус космической жизни. (Составляющая науки антахкараны - связи преходящего “я” с Монадой, моста жизни от низших форм к высшим).
> Рискнем определить эстетику как науку о совершенствовании форм жизни и творчества утончением и красотою, а эстетическое, как метакатегорию этой науки, определим как принцип слияния духа и материи, дающий чудесные формы будущего, в контексте Учения Живой Этики, сообщающего реальное мировоззрение современной науке. Интегральное, синтетическое, космо-пространственное мировоззрение, дабы наука не развивалась только лишь в своей сфере, замкнутой среде, становясь схоластической схемой, оторванной от интегрального потока жизни. “/.../ наука не может продвигаться без осознания Живой Этики /…/” (Н., § 718).
В связи с творчеством новых энергий пространства непреложно складывается новая дисциплина или наукоучение агни-йогической эстетики – эстетики огня, дающей те приемы, которые нужны для чуткости восприятия новых пространственных форм. “/.../ Эта огненная наука будет знать пространство, будет знать формулу огня. Так строится непреложно наука будущего” (Б.,714). Формирующая духовно-эстетическое отношение человека к миру-космосу и создающая основу для его дальнейшего творчества в русле творческих процессов Космоса. Эстетическое сознание становится объективным условием, принципом и методом овладения тонкими энергиями, обеспечивающими связь с Космическим Магнитом в Эпоху Огня. Таким образом, агни-йогическая эстетика - это эстетика экологии души и сущего. Ведь Логос и Эстезис – это два полюса, которые удерживают энергетический план Культуры, а Красота является ее энергетическим сердцем, через которое идет процесс синтеза в Культуре.
И агни-йогическая эстетика, как и сама Агни-Йога есть ментальная Йога, ментальная связь с Высшим, есть ментальная эстетика – наука о ментальном познании и восприятии как новой эволюционной ступени, с глубокой опорой на опыт чувственного восприятия. Ментальное познание есть интегрированное познание и предпосылка огненного познания умонепостигаемого, сверхразумного: синтеза духа, сознания и сердца. Инициирующим источником ментального познания является не ум - мозг, но сердце (энергетический центр “чаши” - синтез духового опыта).
Экстремальная эстетичность эзотеризма как духовно-философского и культурного феномена безусловна. Ибо цель всякого эзотеризма - достижение Красоты, Мировой Гармонии, Единой Жизни. Эзотеризм (в единстве Духовного Учения и Духовной практики) есть Путь к Высшим Мирам посредством преображения внутреннего человека, есть посвятительный процесс и духовный метод воссоединения человека с Духовной Триадой, Логосом, Космическим Отцом, слияние с Единым. Но трансмутация внутреннего человека происходит на основе его эстетического - интегрального - восприятия и напрямую зависит от развитости пoследнего. Без эстетического отношения к действительности на путь эзотеризма не встать, ибо его просто не пройти без развитого астрального и ментального тела. На своих вершинах эстетический и мистический опыт взаимообретаемы и тождественны. Более того, по нашему мнению, глубокий эстетический опыт – опыт в Прекрасном (эстезисе) есть обязательное условие эзотерического опыта. Ибо экстаз Красоты поднимает вибрации у субъекта эстетического восприятия, катарсически очищает его энергетику и открывает его сознание для контакта с Духовным Миром.
Эстетическое восприятие есть следствие синтеза разума и интуиции, оно почти идентично чувствознанию - прямому знанию. Самодостоверное, аутентичное, подлинное эстетическое восприятие есть условие озарения, откровения и духовного познания. Оно имманентно иеровдохновению. Такому пониманию эстетики как внутренне, сущностно эзотерической науки наиболее близко лосевское понимание предмета эстетики: “логос выражения эйдоса есть предмет эстетики”<6> , то есть принцип и способ выражения чистого Знания. Таким образом, эстетическое сознание есть компонент космического сознания: одномоментного осознавания - присутствия Трех планов Бытия, сохранения самосознания в Едином, внутри - всеединства. (Бессмертная Индивидуальность, или Духовная Триада человека, в Mиpe Огненном не растворяется, но выходит на более высокий уровень интеграции с Безличным). Потому говорить сегодня об эстетике как чувственном, да еще и спонтанном познании не приходится. Эстетическая функция познания - это высокоорганизованная синтетическая ментальная функция познания. И она включается при высоко отработанной дисциплине очищенного ума (манасического проводника Духовной Триады человека), и является духовным качеством распознавания. В противном случае, за эстетическое, или его модификацию, можно принять безобразное или “шок – ценности”, составляющие антагонистическую оппозицию к эстетической функции. Эстетическая сфера - это сфера водораздела между низшим и высшим, Красотой и безобразием, хаосом и Космосом, включающая в себя всю совокупность принципов и методов трансформации низшего в высшее, процессуальный механизм утончения, высветления форм, иными словами школа совершенствования человека и мира. И потому мы с большим воодушевлением солидаризируем >со следующим оптимистическим научным прогнозом. “Возможно, только сейчас, когда перед эстетикой открывается весь мир, представший как ее объект, и начинается подлинное время действительной эстетики, которая от подготовки и подступов к эстетической тематике перейдет к решению проблем основополагающего характера, имеющих жизненно важный смысл для осознавшего себя космическим жителем человека./…/”<7>.
Имплицитная метафизическая эстетика Учения Живой Этики и космологическая, и этическая по определению. В Живой Этике так же, как и в нормативной, содержательной эстетике, прекрасное - красота является основной модификацией эстетического, его конституирующей доминантой. На наш взгляд, конститутивность категории прекрасного есть непреложная эстетическая объективность и остается канонической для всякой обоснованной и убедительной рефлексии. Как и в классической эстетике прекрасное в системе Живой Этики лежит в сфере трансцендентальной проблематики, что и подчеркивает метафизический статус предмета эстетики в принципе. В этой связи между эстетическим содержанием Учения Живой Этики и эстетической теорией обнаруживается универсальная и имманентная идентичность самого их предмета. Так как само эстетическое является и вертикальной (эйдетической) и формальной разверткой метафизического, сферы Духовного вообще. Картина мира в Живой Этике носит собственно эстетический характер. Доктрина сердца отстаивает примат духовно-эстетического переживания перед интеллектуальным созерцанием. Эстетический способ созерцания как наивысший способ познания мира является собственно метафизическим в контексте Живой Этики.
Если говорить о типологии эстетического дискурса Учения, то перед нами, с одной стороны, имплицитная метафизическая эстетика, эзотерически и этически развитая, в ее антично-платоническом ключе, в коей актуализированы и трансформированы идеи Сократа, Платона и неоплатоников о Красоте и Благе. С другой стороны, агни-йогическая эстетика по своим глубинным эстетическим интуициям и типу актуализированного эстетического опыта ближе софийной эстетике Вл. Соловьева, С. Булгакова, неоправославной эстетике отца Павла Флоренского и философии творчества Н. Бердяева. Русская религиозная философия Серебряного века, равно как и русский космизм - это то смысловое поле, которое подготовило явление Живой Этики и онто-гносеологически с ним тесно связано. Имеются отличия только в способах, методах организации универсальных идей: русское неоправославие индуктивно идет к Единому Метафизическому Учению через сложившуюся историческую форму экзотерической религиозности - к Софии. А Живая Этика - это экстернализация базовых идей, универсальных законов и принципов Единого Сокровенного Учения, Логоса Софии в историческую форму бытия и сознания. Особенностью Живой Этики является и то, что ее можно одновременно рассматривать и как литературный памятник, и как специфическую форму русского эзотеризма, синтезировавшего доктрины Востока и Запада, с опорой на Метазнание Транс-Гималайского эзотеризма, и как принципиально новый тип философствования и новую познавательную систему.
Красота как принцип организации Универсума, космическая основа жизни
Категория красоты в Учении Живой Этики дана в контексте Красоты Космоса. И все дифференциации ее имеют за точку отсчета этот план или modus vivendi (порядок вещей). Красота в Живой Этике есть рефлексия всех космических комбинаций, уровней и построений. “Ведь отражение Космоса должно рефлектироваться на планетной жизни (Б. §35). Красота - собирающий фокус космического многообразия жизни, которое никак не может заключиться в одной планетной жизни. Она - кpaсoта снимает любую однонаправленность, плоскостность, узость, и однозначность восприятия и утверждения. “…пространство может касаться красоты беспредельной” (Б.§ 98), когда осознана Беспредельность. “Прекрасное, беспредельное существование на дальних мирах обусловлено достижением прекрасного” (Б.§ 98).
“... материя Люцида в руках слитого сердца явит самые высокие формы красоты” (“/.../ Красота спирального напряжения”) (Б.§114). Любовь – высшая форма красоты в метафизике Агни-Йоги. В книге Знаки Агни-Йоги говорится об “истечениях светоносной материи”, называемой Materia Lucida (АЙ.§144), т.е. Materia Lucida - первая дифференциация Materia Matrix в тончайшей сияющей форме, подобной свету. На этом уровне материя представляет собой тончайший покров духа и практически неотделима от него.
Первичная же Материя (Materia Matrix) (там же, §144), - согласно Учениям Е. П. Блаватской и Агни-Йоги, - начальная материя, синоним Великой Природы, первовещество, из кирпичиков которой составлена Вселенная, Космическая Мыслеоснова, единая по сути и служащая истоком всякого проявления и дифференциаций.
>Таким образом, Красота есть тончайший покров духа, высшая форма его выражения, тождественная ему. Но путь к такой Красоте – через Огненное Право, которое приводится в исполнение космическим законом слияния, равносущности, духовного сродства, метафизического единства. И всe-таки, очевидно, что в своем космогоническом аспекте, Красота - синоним Фохата - космического электричества, огненной энергии космоса. “/.../ Тип света Фохата равен драгоценным кристаллам. Питая психическую энергию, Фохат прокладывает путь к дальним мирам, между тем как Материя Люцида ткет укрепление сознания. Одно укрепляет, другое толкает в беспредельную бездну совершенствования. Это прекрасные дары великого Аума!” (АЙ.§144).
“/.../ Красота жизни заключается в космическом единении, и основание жизни зиждется на утверждении подвига. /.../” (Б.§117). Подвиг и Красота коррелируют в онтологии и этике Учения, тем самым выявляя свою гносеологическую связь с центральной категорией в античной эстетике: калокагатией. И Красота есть жертва Вечности - в проявлении. И жертва есть высшая красота. “/…/ Полную жизнь может дух выявить, неся на пути к Беспредельности чашу самопожертвования” (там же,§117). “В основе духотворчества лежит Красота подвига”.
Красота как трансцендентный идеал
“/.../ Гамма гармонии беспредельная, и беспредельна гармония, утверждающая Высшее слияние /.../” (Б.§119). “/.../ Когда дух может воспринимать тысячелетиями силы Космического Магнита, тогда он есть та высшая гармония. Законна сила духа, идущего красотою, и силы расступаются перед творчеством сознательного явленного Магнита. Дух соединяется с Магнитом Космоса, утверждаясь как сила магнита, свойственная направлению эволюции” (Б.§142). Красота как чистая бытийность есть природа, цель и назначение Космического Магнита. Быть созвучным с ритмами Космического Магнита, быть созвучным с мировой эволюцией - творить Красотой, быть ее искателем, познавать ее и ей лишь подчиняться. В парадигме “Несказуемое То, о Котором ничего нельзя сказать” - Красота и есть Его материя, или бытие. Это некий абсолютный дух, царствующий и являющий себя над временем и пространством. И здесь Красота, Самосущая и самотождественная, близка к Парабрахману - его Природа. А именно, этот аспект Красоты как трансцендентного источника жизни - “за пределами сущего” - есть символ реальности, лишенной атрибутов. Красота как природа Парабрахмы, это безличный и безымянный всемирный Принцип. Таким образом, в эзотерической доктрине Красота есть метафизический символ Абсолюта.
“Единородность тождественна с единосущностью. Только таким путем можем понимать Бытие. Ведь создан мир из Единого Сердца, и это Сердце бьется единым пульсом Космического Магнита. Так принцип, утверждающий единородность во всем, утверждает единение. Так принцип объединения назначен творческим Разумом. Потому говорю - знание красоты Бытия может поднять космическую эволюцию. Много прекрасных тайн в Космосе” (Б.§ 171). Космический Магнит есть и рычаг синтеза в Космосе. И там, где реализована Красота - реализовано тождество: проявлена единосущность. А значит, Красота в ее чистом выражении пресуществляется лишь в Огненном Мире, где “все едино”, тогда как в Тонком Мире “естества уже разделены” (МО,III,§ 519).
Оккультным символом Красоты в ее первозданности может служить Великая Пирамида, служащая воротами в Вечность. “Слово “пирамида”, по общему признанию, происходит от слова “πυρ”, что означает символическое представление Единого Божественного Пламени, жизни всех созданий.
...Египтянами Великая Пирамида ассоциирована с Гермесом, ... что утверждает тот факт, что на самом деле Пирамида была главным храмом Невидимого и Верховного Божества. Она не обсерватория или гробница, а первый храм Мистерий, первая структура, служащая хранилищем тех секретных истин, которые являются основанием всех искусств и наук. Она была совершенной эмблемой микрокосма и макрокосма, ...местом “второго рождения”, ... божественные энергии от богов нисходили на вершину Пирамиды, которая уподобляется перевернутому дереву, с кроной внизу и корнем вверху”<8> . Квадратное основание Пирамиды есть “символ Равновесия и полноты Знания - Синтеза Знания. Треугольник - символ Знания Высшего (оторванного от Земли), тогда как квадрат - символ вмещения всего творения” (Е.И.Рерих. Письма к А.М. Асееву, 28.VIII.31), символ проявленного мира и совершенного человека в нем.
“...Гностики утверждали, что все здание их науки покоится на квадрате, углами которого является Молчание, Глубина, Разум, Истина. >/.../ От каждой стороны квадрата (Пирамиды. - Н.Ш.) поднимается треугольник, представляя трехмерное божественное существо, заключенное в четырехмерную материальную природу”<9> .
Таким образом, синтез таких Начал, как Молчание (Абсолютное, Несказуемое), Глубина (Тайна = Беспредельность), Разум и Истина (= Знание) символизируется понятием Красоты, “огненной вершиной пирамиды”, ради которой пирамида и строилась (МО,III,§519). “Можно представить себе поверх пирамиды видимой такую же невидимую в беспредельно расширенном понимании. Но это поверх земного языка” (Там же). То есть безусловно, что духовная (Оккультная) пирамида как символический аналог Красоты есть и аналог трансмутации как ведущего начала в Космосе.
“Правы, прекрасная истина - в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению красотою. Да, истинно, Матерь Мира обладает магнитом Красоты. И там, где Пространственный Огонь собрал огонь утверждения своих форм, там явлен огонь духа. /…./” (Б.§178). Матерь Мира<10> (одно из важнейших понятий восточной философии) - и конкретное историческое лицо, воплощавшееся на Земле во времена Атлантиды, Великое Женское Начало и “прообраз Космической Красоты” (Откр., 1257), и “великая творческая сила нашей сущности” (Б., 38), воплощение женского творческого принципа мироздания, синоним Материи, Великой Матери Природы. “Слово “материализм” приняло чудовищное понятие. Вместе с тем материализм происходит от вездесущной сущности Силы Беспредельности. Почему такое извращение Космической Силы? Символ Матери Мира, дающей всему дыханию Космоса форму и назначение... увенчал нашу Землю Красотою” (Б.§ 38). (Ср. с метафизической Софией Вл. Соловьева - как космического источника Красоты и Знания). И здесь можно сделать один, на наш взгляд, очень значимый вывод: Красота есть фундаментальное и высшее Единство Бытия. Она - и проявленное, и не проявленное одновременно. Она и изменяема в потоке Эволюции, и Вечна. Она вотождествляет и обозначаемое, и обозначающее. Ибо она есть абсолютная гармония.
“Космос строится Красотою!” (Откр.1288), т.е. священной Огненной Силой. “/.../ Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую. Советую обращаться к Источнику Беспредельности не как к символу, но как к явлению Вечности, как к вечно рождающему красоту и творящему твердь” (Б.§ 9 ).
Такова в общих чертах метафизика красоты в Агни-Йоге как метафизика блага, космогоническое таинство (ибо “Красотою и сердцем создаются миры” (Откр., 1295) и как эстетическая универсалия. И будучи онтологическим принципом жизни, она есть Неделимое, ибо и “основа и начало слиты в Беспредельности”. “Единое в проявлении становится только тремя” . Красота как источник и форма АУМа<12> (Высшей Силы Мира, свидетельства Божественного Присутствия), который “звучит не как имя, но как понятие. Постигающий придет к звучанию, которое созвучит с музыкой сфер... Так пойдем туда, где звучит сама Беспредельность” (А.§ 79).
Красота как гносис
Наиболее исчерпывающим символом Красоты в концепции Живой Этики предстает понятие Беспредельности. Красота не имеет ни прошлого, ни будущего: она вечна. Она - и открыта в феноменальном мире и сокровенна одновременно. Это Тайна Тайн Мироздания: творящая, но несотворенная, не рожденная, но рождающая. Она ecть то, о чем сказать ничего нельзя, но Сама говорит за Себя, ибо есть “тайна движения Вечной Жизни вовнутрь и наружу…” <13>. Зададимся вопросом, что приводит к красоте? Подъем и напряжение духа, дерзновение и подвиг духа. “Устремление приведет к беспредельной красоте” (Б.§ 96). “Только дух, прикоснувшийся к Огню, знает всю красоту сияния...” (Б.§ 8).
“...Только в непрерывности действия можно двигаться в направлении красоты. Даже в состоянии пралайи сущность материи продолжает двигаться. /.../” (Б.,§ 40). Значит, один из атрибутов Красоты - вечное движение, ритм, устремление, напряжение, ибо природа Красоты огненна, трансформационна. И чем тоньше ее энергия, тем и качества ее будут неразличимее грубому зрению. Она, как истинный огонь, вибрирует и действует непрерывно. “Матерь Мира есть Красота: мир - самопожертвование; >именно этими двумя основаниями открываются Врата. Мост между планетами, сокращение кругов рас лежит в этих двух основаниях /.../” (Оз.§ 221). Красота - и Основа, и Природа, и Материя, и Свет, и Сокровенное. А почему “мир - самопожертвование”? Еще и потому, что, согласно Живой Этике, не мог бы дух принять плотную эволюцию, если бы он сохранил в себе память о пространствах Мира Тонкого. Ведь из Мира Тонкого можно иногда узреть и огненное величие, которое мир плоти может постигать лишь в редчайших случаях, и только в образах Красоты.
Все конечное, зримое гибнет или преображается в свете Красоты. Она - посещение Мира Высшего, ибо из Материи Люциды Красота Космоса (= сиянию). То есть ее вибрации непереносимы для низкого сознания. Но и утонченное сознание Красота приводит в священный ужас, действуя посвященчески на него. “/.../ ужас без страха обращается в действо космической красоты” (Об.§ 58). Очевидна гносеологическая функция Красоты: “Красота - Наш луч понимания” (Оз.§ 131). Красота как эссенциальное начало феноменального мира есть признак сущности и потому служит “альфой и омегой“ всякого познания. Посредством красоты, как гносеологического акта, тайное становится явным; красота как критерий истины проявляет целесообразность (законосообразность) вещей и явлений, их эйдетическое соответствие, реальное и потенциальное содержание. Ибо бытие есть становление в красоте, по мысли древних. Следовательно, границы красоты есть границы реальности, возможной эволюции сущего. И наоборот, отпадение от красоты есть угасание бытия, разрушение человека как существа разумного, аннигиляция форм жизнетворчества. Однако, «Нужно знать, что сознание Красоты очень редко живет среди духовности/.../» (Оз.§ 203). Имеется в виду, в частности внешняя религиозная духовность, лишенная глубинного синтеза духа. Тогда как под духовностью в подлинном смысле слова Живая Этика признает «понимание Основ Бытия». Следование Красоте – также есть понимание основ Бытия. Эстетические образы – идеи в Живой Этике приобретают абсолютную онтологичность, вскрывая символический смысл мира феноменов.
Красота выступает и критерием соизмеримости: “Условие Братства - полная соизмеримость мысли и выражения, - это оплот правды красоты, /…/. По красоте будет лучшее суждение” (Оз.§ 208). Если явление лишено потенциала красоты, стремления к ней, оно лишено Будущего. Эстетико-духовное созерцание как путь Красоты есть наивысший способ познания мира в Учении Живой Этики, имеющий неоспоримые преимущества перед рациональным познанием, скрывающим истину.
Познавательные начала Красоты безусловны в концепции Живой Этики /.../ Каждое осознание рождается в Красоте” (Оз.§ 319). “/.../ Если хотим возвеличить материю, мудро надо мыслить о Красоте” (Там же). Красота есть гносис. “Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине. /.../ Не может смущаться идущий сознанием Красоты. /.../ Неверно сказать: “Красота спасет мир”, правильнее сказать “Сознание Красоты спасет мир” (Об.§ 27). “/.../ научитесь утверждать Начало в красоте Космоса” (А.Й.§ 623). “/.../ сущность космического бытия гласит: все в Космосе продолжается до красоты Беспредельности” (Б.§ 758). “Где есть знание, там явление красоты” (Б.§ 493). В данном постулате выражена вся онто-гносеологическая кульминация Учения. Красота в контексте Агни-Йоги еще и самопроникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Высшего, проникновение, так сказать, в прямое осуществление, ибо в ней, ее эссенции и экзистенции, снимается дуализм между Богом (Горним) и материей (дольним). Таким образом, Красота есть возвращение к источнику путем спасения.
«/.../ Сам участник Красоты может почуять, когда поверх земных выражений нисходит Начало Ведущее. /.../ Если кто не трепещет осознанием творящей Красоты, он не будет работником на поле творчества» (А.§ 300). В этом – безошибочный критерий, отделяющий творчество от холодного ремесла. «АУМ (красота в нашем контексте. - Н.Ш.) в своем созвучии напоминает о той же энергии, которая в сокровенности, в огне мысли претворяет самые великие возможности» (А.§ 347). - Теургический смысл красоты. Древняя же Теургия в Агни-Йоге есть установка определенного ритма слияния с Высшим Миром, или Божественная Магия.
Красота как путь к совершенству и познанию
> (этико-психологические аспекты Красоты)
Дисциплина духа, сила воли коррелируют с Красотою и обуславливают ее. Форма Красоты создается духом, наполняющим и определяющим ее. Динамика и диалектика духа служит формообразующим началом. Иными словами, форма – аналог или символ Красоты, которая всегда есть духовное строительство, изменение и становление духа – жизнь духа. Т.обр., Форма, формальный язык символа–образа, хотя и ограниченное, но адекватное выражение Духа, истины Красоты. Т.е. форма, или символ обнаруживает свой архетип. В этом смысле, как в свое время правильно заметил Кумарасвами, символ, в известном смысле, является тем, что он выражает. Именно поэтому традиционная символика, отражающая духовное в искусстве, никогда не существует вне красоты. «Согласно духовному взгляду на мир, красота предмета – это не что иное, как прозрачность его экзистенциальных оболочек; искусство, достойное своего имени, прекрасно потому, что оно истинно» <14>.
«Устремление духа напрягает мужество, насыщая человека энергией огня. Сила Воли предоставляет человеку самую устремленную стройную ступень к красоте. Только при строительстве духа утверждается форма красоты. Потому когда сила мужества напрягает творчество, то результат соответствует красоте. Потому скажем: только в соответствии с Космическим Магнитом можно создать форму красоты (курсив мой. - Н.Ш.). Так каждое народное движение, напряженное силою духа, дает новую ступень эволюции. Потому красота напряжения соответствует красоте творчества Магнита. Bсe космические веления соответствуют красоте. Так путь к Беспредельности зовет к красоте!” (Б.§ 586). Красота в Живой Этике есть онтологический закон.
Красота невозможна без дисциплины мышления. Но само мышление трансмутируется Красотой. “Безобразная мысль не породит прекрасного действия. Когда говорю о красоте, прежде всего имею в виду красоту мысли. Мысль имеет форму, значит, красота мысли должна быть понимаема во всех отношениях. Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса” (A.§ 438). Психодуховное действие приводится в движение красотой. Красота инициирует психодинамику духа, духоразумение, духотворчество и является их сокровенной интенцией. Красота - и основа, и телеологическая ценность. Красота как космическая сила есть рычаг духовной реализации. “/.../ В Эпоху Майтрейи (отсчет которой ведется с 1928 г., когда Аватар получил уплотненное астральное тело, которое он развивал в течение 30 лет в земной сфере и окончательно приблизился к земному плану, имея возможность проявляться на нем в теле качества уплотненного астрала. - Н.Ш.)<15> каждое достижение огня дается напряжением. Потому каждое устремленное действие имеет в основании огонь. Так наши самые близкие сотрудники творят огненно. Когда Мы говорим “огненно” - значит, напряженно, значит, высшим путем, значит, чистым духом, значит, явлением красоты, значит, пониманием Общего Блага, значит, без своекорыстия, поняв Общее Благо, значит, без самости, значит, применяя Учение” (Б.§ 589).
Таким образом, огненность и красота - тождественные понятия, обосновывающие метафизику нравственности. Огонь, как и Красота, очищает, трансформирует, преображает, создает Новое, просветляет и утончает формы эволюции, являясь космической основой жизни<16> .
“/.../ Кто может найти лучшую оправу для преданности, для устремленности, для неутомимости, нежели Красота? ” (МО, I,§ 638).
Красота как Духовный Путь
Нравственный императив Красоты: “Красота - это... полное отсутствие тьмы”, Она - антипод самости! И Красота - это “власть жертвы”. “ /.../ Как же понять духовный процесс, если не допустить процесс самоотверженности! В духовном процессе тот же принцип действует, и дух, который заслоняется процессом самости, не видит истинного Света. Потому начертанный путь к красоте служения идет устремлением самоотверженности” (Б.§ 676). Из чего следует, что Красота служения Высшему Миру есть Красота Высшего Блага. И превыше всех достоинств на Земле. Ведь не для Земли лишь здесь живем, но для Мироздания. И еще паче земной - эволюция Вселенского Человечества, в которую включено и земное человечество, как веточная структура. Ибо Космос един, а земная самозамкнутость губительна; ведь диагноз Земли: планетарное упорство материи в слиянии с духом, согласно Живой Этике. Красота служения Высшему Началу насыщена огнем и потому, всепроникающа. И “только когда действие проникается огнем,