DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО » Культура, искусство, история »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Какие сани наших предков возили? Сказки, загадки, скороговорки и считалки


Какие сани наших предков возили? Сказки, загадки, скороговорки и считалки

Нет особой нужды доказывать, что санный транспорт – очень древний. Этот исторический факт достаточно известен. Использовались сани не только в странах со снежными зимами, но и в южных, например, в Египте.

Да и в северных краях на них ездили не только в морозное время, но даже и летом. Сани считались более почетным средством передвижения, нежели позднее появившиеся колесные. И назывались в разных местах по-разному: у североамериканских индейцев – тобогган, у лопарей – кережка, у саамов – pulka, у сибирских народов – нарты, у ингушей – соалоз.

У наших предков разновидности саней имели отличные друг от друга названия. Так, например, ручные, предназначенные для спуска с гор – это салазки или чунки; те, что рассчитаны для вывоза грузов по бездорожью – волокуши; имеющие конструкцию широкую и низкую – пошевни и розвальни. Кроме того, были сани мужские и женские, одно-, двух-, трех– и даже шестиместные; обрядовые – от свадебных («княжеских») до похоронных.

По народным поверьям, бытовавшим на Руси, люди изначально круглый год ездили исключительно на санях, а колеса и возы выдуманы, по одной версии, святыми апостолами Петром и Павлом – во благо человечеству, а по другой – даже чертом, то есть с подвохом. Вот ведь как.

В фольклоре сани фигурируют довольно часто. Попробуем вспомнить, в какой связи они упоминаются, начав с самого распространенного жанра – пословиц и поговорок.

Непредсказуемость судьбы с давних пор обозначали присловьем: «Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят». Насчет сезонности доходов частенько говаривали: «Телега дом собирает, а сани разоряют» (или же: «Телега хлеб в дом возит, сани на базар»). Приучая домочадцев к трудолюбию, повторяли: «С горы и сани бегут, а на гору и воз не идет». Зато когда все складывается легко да успешно, использовали сравнение «что на салазках под гору».

Безысходность ситуации образно выражали иносказанием: «Езда беспутная: саней нет, впрячь нечего, да и ехать некуда». Гораздо позитивнее звучит мысль: «Будут сани, поедем и сами». В отчаянное положение вовсе не случайно определяли как «закрыть глазки да лечь на салазки». Почему же?

Это отголосок сурового обычая, бытовавшего в некоторых местах: стариков, не способных приносить пользу в хозяйстве, попрощавшись, сталкивали с высокой горы крепко привязанными к санкам.

О запасливости и предусмотрительности напоминает всем известное «готовь сани летом, а телегу зимой» (кстати, есть и другой вариант: «готовь сани с весны, а колеса с осени»). Над теми же, кто этими качествами не обладает, издавна посмеивались: «Все наготове: сани в Казани, хомут на базаре».

Насчет меткого выражения «не по Саньке санки» объяснять ничего не надо, и без того все понятно, так же, как в отношении другого: «Не в свои сани не садись» (или: «Не садись в боярские сани»). Между прочим, у этого высказывания есть продолжение: …а сел – не раскаивайся. Мудро, что и говорить!

Бахвала и пустослова народная мудрость припечатывала так: «На словах – что на санях, а на деле – что в яме», – то есть подчеркивая разницу в уровне комфорта. Бестолковых да неумелых вышучивали: «В дому санник да тележник, а выехать не на чем»! Об этом же гласит ироничная пословица: «Сани заартачились, оттого и лошадь стала». Транжиру-щеголя изобличали по признаку: «Саночки расписные, а дома есть нечего». Но, с другой стороны, «каковы сани, таковы и сами» (или наоборот: «каковы сами, таковы и сани»).

Вряд ли это абсолютно полная коллекция «санных» пословиц и поговорок, может, кому-то известны и другие. Кроме того, и в других жанрах народного творчества без санок не обошлось.

Что и говорить, любили на Руси в санях кататься – и по делу, и для развлечения. Чего стоит одно восклицание: «Мои саночки, малеваночки, мои саночки, самокаточки»! И на ярмарках торговцы зазывно выкрикивали, рекламируя товар:

Вот вам сани-самокаты,
Разукрашены, богаты,
Разукрашены, раззолочены,
Да сафьяном оторочены!

Или:

Пошло, поехало,
Ходом, бродом.
В труски, в скачки,
Вдогонку, вперегонку!
А кто успел,
Первый сорт поддел!

Как прикладное, так и образное значение санок используется во многих пословицах и поговорках – но об этом уже был разговор. Сегодня же обратимся к другим жанрам устного народного творчества.

Сказки

Помните, как Емеля поехал в лес за дровами? Как раз на них, на самокатных санях: «Дурак взял два топора, сел в сани, лошади не запряг. «По щучьему, – говорит, – веленью, по моему прошенью катитесь, сани, в лес»! Сани покатились скоро да шибко, словно кто погоняет их. Надо было дураку ехать мимо города, и он без лошади столько придавил народу, что ужас! Тут все закричали: «Держи его! Лови его»! – однако не поймали»...

И в других народных сказках без саней не обошлось: в них неразумный крестьянин кинул притворщицу-лису, которая впоследствии перетаскала оттуда весь рыбный улов. В санях старик возил в лес свою и старухину дочь, где их испытывал Морозко. Сюжет «Лисьи сани» о рыжей плутовке известен в фольклоре многих народов мира, включая русских, латышей, боснийцев и т.д.

В одной тувинской истории фигурируют санки, которые могут доставить человека в любое надобное ему место за одно мгновение. В еврейской народной сказке Авремл Валивкер в поездке на санях пережил страшное путешествие, взяв по дороге спутницу-старушку, что оказалась ведьмой, избавиться от которой сумел, лишь закричав изо всей силы: «Шма Исраэль!».

Наконец, есть вот такой сказочный перевертыш:

Была весна, цвели дрова
И пели лошади, чирикали лягушки.
Верблюд из Африки приехал на санях,
Он полюбил колхозную коровушку,
Купил ей шляпу на высоких каблуках.

А вслед за народными сказками и в авторских тоже не могли не появиться сани, и как тут не вспомнить андерсоновскую Снежную королеву в санях, что похитила Кая на его саночках?!

Загадки

В этом жанре сани и их детали присутствуют в двух разных ипостасях. Иногда это предметы, которые предлагается отгадать. Например:

– Без ног бежат, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают (сани). – Понятно, что правильнее было бы сказать «бегут», но что поделать, если так в оригинале.
– Идут ножницы, разрезая белую простыню (сани).
– Под гору – коняшка, а в гору – деревяшка (санки).
– Побегушки бегут, поползушки ползут (лошадь и сани).
– Бегут бегунчики, ползут ползунчики, везут рогатого, чтобы колоть пузатого (лошадь, сани, вилы).
– Один братец отдыхает зимой, другой – летом (телега и сани).
– Сошлись три батрака. Один говорит: «Мне летом тяжело!», другой: «Мне зимой тяжело!», третий: «Мне всегда тяжело!» (телега, сани и лошадь).
– Жили три брата: один любит зиму, другой – лето, а третьему все равно (сани, телега, мужик).
– Двое лисенят всегда вместе бегают (санные полозья).

В других случаях используется образ саней:

– Сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят (река и берега).
– Оглобли остались, а сани поехали (ледоход на реке).
– Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром (зима и зимние месяцы).

Скороговорки

Среди скороговорок, в которых упоминаются сани, есть попроще («У Саньки новенькие санки»; «У маленькой Сани перевернулись сани»; «Сани едут сами у маленького Сани»), а есть и позаковыристей («В семеры сани по семеро в сани уселись сами). Мне, если честно, больше всего нравятся те, что с юмором.

Вот, к примеру: «Ехал с горки Саня, а на Сане сани». А у сюжета «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках…» существует два варианта развития событий. По первому: «…санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб». По второму: «…санки хлоп, Санька – вбок, Сонька – скок, Сеньку с ног». В общем, выбирайте сами на собственный вкус.

Считалки

Не могу сказать, что знаю много считалок с упоминанием саней, зато те, что знаю, достаточно забавны. Например, такая:

Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
«Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду,
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон».

Хороша барыня, не находите? Требует метлу, а карету сама будет подметать.

А вот еще:

Тпруси сани, тпруси сани.
Нам родители писали,
Чтоб мы ехали домой
На машине грузовой.
А машина не везет,
Даром денежки берет.

Вот так: пересели из саней в машину, и только деньги потратили, – зато послушались родителей. Шутка, конечно. Многие детские считалочки парадоксальны по смыслу. И следующая – как раз такая. Она с Кавказа, из фольклора горских евреев. Если озвучить на языке джуури, то получится так:

Рафтум э вишэ
Чирум бэновшэ
Докундум э шишэ
Дэнорум э киришэ
Рафтум э кэлэ кугоой парго
Хуруз бисто урус нэ бисто
Зэ вини мэрэ хуни сохт
Хунэ дорум э зими
Зими мэрэ гондум до.

А вот перевод:

Пошел в лес,
Сорвал фиалку,
Положил в банку,
Банку положил в сани,
Пошел на большой царский двор.
Русского <царя > там не было, а был петух.
Петух клюнул меня в нос, пошла кровь.
Кровь я отдал земле,
Земля мне дала зерно.

* * *
Ну, вот, пожалуй, и все про сани-санки-саночки. Разве что читатели еще что-нибудь добавят…

Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa
Просмотров страницы: 371


Теги: история, фольклор, мудрость, народ, зима, русь,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
04:05   Стало известно об охоте Киева на пытающихся связаться с Россией жителей

04:00   Мужчина заглянул в телефон жены и решил развестись после 10 лет брака

03:48   В России обвинили ВСУ во взломе Starlink для бесплатного выхода в интернет

03:44   Арабские делегации покинули заседание СБ ООН при выступлении постпреда Израиля

03:34   Россиянам перечислили условия блокировки банковских карт

03:30   Испытательница секс-игрушек рассказала о своей непростой работе

03:25   Стало известно о взрывах в Павлограде

02:57   В ФРГ начали расследование о пропаже владельца OBI

02:49   Палестина выступила с заявлением после вето на резолюцию в Совбезе ООН

02:45   В России более чем в 20 раз выросло число штрафов за нарушения для иноагентов

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Цяньдаоху – Озеро тысячи островов

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |