DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Психология

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Эффект Даннинга-Крюгера. А как у вас с самооценкой?


Эффект Даннинга-Крюгера. А как у вас с самооценкой?

 

«Беда этого мира заключается в том,
что глупые всегда уверены, а умные полны сомнений»
(Бертран Рассел).

В 1999 году психологи Корнуэльского университета Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер детально описали явление, которому дали свои имена.

Поводом к открытию стал курьезный случай: мужчина пошел грабить банк, предварительно нанеся на лицо лимонный сок. Он был уверен, что лимонный сок сделает его невидимым.

Конечно, теория возникла не из этого случая, просто незадачливый грабитель довел до абсурда то, что характеризует определенную группу людей, которые уверены в своем превосходстве над остальными, имея более чем скромные задатки и способности. Этот умственный и личностный дефект, в основе которого лежит неспособность некоторых людей объективно оценивать себя и осознавать свои ограничения, оставался бы частной проблемой бедолаг, если бы их число не росло так стремительно в последние годы.

Невежественные, недалекие, неспособные ни к какой деятельности люди были всегда, просто окружение давало им честную, хотя и не всегда утешительную, обратную связь, что нашло отражение в пословицах и афоризмах: «По Сеньке и шапка», «Каждый сверчок знай свой шесток», «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» и т. д. Самоощущение таких людей не страдало, если они осознавали и смиренно принимали свое положение. Ситуация стала меняться, когда с развитием индустриального общества запросы людей стали опережать их личностный рост.

В XIX веке американский психолог У. Джеймс вывел свою знаменитую «формулу счастья», по которой самооценка напрямую зависит от достигнутого успеха и противоположна уровню притязаний. По Джеймсу, повысить самооценку можно лишь двумя способами: уменьшив уровень притязаний или увеличив свои достижения. Самооценка всегда стремится вверх. Уменьшать уровень притязаний — не хочется, повышать достижения — не получается. Это происходит потому, что никто не хочет считать себя глупее и хуже большинства, поэтому приходится завышать свою самооценку. И тогда она ищет «интеллектуальную брешь».

Умный человек будет анализировать причины своей низкой результативности и искать более эффективные пути приложения своих способностей. Глупец не способен понять свое невежество, более того, он склонен экстраполировать его на других, лишь бы не страдала самооценка. Попытки осмыслить события и явления сводятся к подгонке фактов под свой примитивный мирок, наполненный беспорядочными теориями, спорными фактами, ошибочными стратегиями, алгоритмами и догадками, которые искажают реальную картину мира и мешают принимать верные решения.

Сто лет спустя после исследований Джеймса гуманистическая психология поставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Самооценку стали повышать искусственным путем в ходе специально организованных ситуаций, тренингов уверенного поведения и психологических «поглаживаний», которые не имеют ничего общего с подлинным личностным развитием.

До нас эти идеи дошли в середине 90-х, когда стали создаваться психологические службы, а в школах и центрах занятости появились наспех подготовленные психологи и масса переводных текстов по психологии, которые воспринимались как истина в последней инстанции. Педагоги, которых учили, что завышенная самооценка — это плохо, скептично отнеслись к такому развороту на 180 градусов, но кого-то застыдили, кого-то переучили…

До открытия Даннинга и Крюгера, установивших связь между высокой самооценкой и низкими компетенциями, оставалось несколько лет.

Автор: Гaлинa Peзaпкинa
Просмотров страницы: 301


Теги: самоутверждение, исследования, психологические проблемы, самооценка, ,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
07:33   Свыше сотни горняков вывели на поверхность после аварии на российской шахте

07:30   В МИД России заявили о подготовке НАТО к войне с Россией

07:30   Россиян предупредили об опасных для здоровья фруктах и ягодах

07:30   Открыта удивительная польза манго

07:30   Россиянка описала одну традицию в Узбекистане словами «в Европе такое покажется диким»

07:30   У звезды реалити-шоу диагностировали рак простаты

07:28   В США заявили о превращении переговоров России и Украины в фарс

07:27   Появились кадры из атакованного ВСУ российского региона

07:25   Трамп захотел увеличить добычу полезных ископаемых и производства оружия

07:20   Валиева показала фото в платье с разрезом на животе

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 04.06.2025



Тематические фотоподборки

Голая стрижка

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |