DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Бизнес, карьера, деньги

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как измерить эффективность профориентационной работы?


Как измерить эффективность профориентационной работы?

На запрос «эффективность профориентационной работы» интернет-вселенная откликается десятками тысяч ссылок. Вот самые популярные варианты ответов:

 «Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий)».

 «Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию);

насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы;

наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений».

 «Эффективность профориентационной работы школы определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним».

 «С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов школы».

 «Процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что эти планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах».

Последовал ученик совету педагога – значит, выбрал профессию правильно, независимо от того, насколько обоснованы эти рекомендации. «Насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса» автоматически означает эффективную профориентационную работу, хотя избыточность мероприятий, проводимых рутинно и бессистемно, вызывает у детей отвращение: «Опять эта профориентация!» Особенно, если ее главная задача – «удовлетворить актуальные потребности города, региона, общества в целом».

Большинство этих критериев сошло со страниц рефератов, диссертаций и монографий. За критерии часто выдаются условия, факторы, причины, следствия, свои представления о смысле профориентационной работы. Нередко люди, которые их придумали, имеют отдаленное отношение к практической работе. Поэтому воспользоваться результатами их труда не представляется возможным.

Критерий – это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда нам необходимо – это дает уверенность в том, что мы действуем правильно, или рождает сомнения, то ли мы делаем, что еще важнее.

В основе предлагаемых критериев эффективности профориентационной работы лежит личное понимание ее целей и факторов психологической готовности подростков к выбору профессии.

Первый и самый очевидный критерий – своевременность профессионального выбора. Нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе. Учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть – плюс-минус год. Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию?»

Второй критерий – осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным? Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «хочу», «могу», «надо». Считается, что профессия должна нравиться. Но если школьник говорит, что выбирает профессию потому, что она ему нравится, но при этом ничего о ней не знает, то его выбор нельзя считать осознанным.

Подросток может знать предмет, условия, средства труда, требования профессии, пути получения профессии, противопоказания, но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения профессии и успешной работы – интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным.

Реалистичность выбора – еще один критерий. Например, подросток хочет стать ученым, но результаты работы с интеллектуальными тестами невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка собирается стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Эти выборы трудно признать реалистичными. Примеры, когда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным – скорее, исключения, чем правило.

Четвертый критерий – согласованность, при котором выбор профессии, путей получения профессии и результаты психологической диагностики лежат в одной плоскости. Согласованным можно считать выбор молодого человека, который хочет стать журналистом, собирается поступать на журфак, обладает развитым вербальным интеллектом и словесно-логическим мышлением, коммуникабелен.

Все четыре критерия взаимосвязаны. Своевременность, осознанность, реалистичность и согласованность профессионального выбора можно оценить с помощью анкеты и психологической диагностики. Анкету самоопределения, в вопросы которой «зашиты» эти критерии, целесообразно повторить через год систематической профориентационной работы в форме занятий, тренингов и классных часов по самоопределению. Если мы делаем свое дело хорошо, то уже через год увидим в своей работе позитивные изменения.

Автор: Гaлинa Peзaпкинa
Просмотров страницы: 328


Теги: профессия, эффективность, школьник, работа, выбор,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
11:08   Стало известно о жертвах атаки ВСУ на Ижевск

11:05   Елена Летучая показала фигуру в красном бикини на Мальдивах

11:02   Индии предрекли проблемы из-за российских С-400

11:01   Россиян предупредили об угрожающей Сочи опасности

10:59   Россиянам назвали способ борьбы со слабостью из-за атмосферного давления

10:58   Состояние российских богачей выросло почти на 25 миллиардов долларов

10:57   Москвичам рассказали о погоде 1 июля

10:56   Военный раскрыл особенности атаковавших Ижевск дронов ВСУ

10:56   Карпин оценил результаты жеребьевки Кубка России

10:53   Стало известно о доступе Маска к секретной информации США

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 01.07.2025



Тематические фотоподборки

Дорога в Ад

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |