Оглавление
Гимнастика для мозга
Многие виды работы, связанные с умственной деятельностью, человек выполняет, оставаясь почти неподвижным. Как же сказывается на умственной работе физическая пассивность, способствует ли она интенсивному течению творческого процесса, сосредоточению внимания, или, наоборот, неподвижность тела в какой-то степени переносится и на мыслительный аппарат? Когда лучше думается: за письменным столом или во время неторопливой прогулки?
Мы были далеко не первыми, кого заинтересовали эти вопросы. Еще в Древней Греции Аристотелем была создана школа перипатетиков, то есть гуляющих. Он проводил уроки, прогуливась вместе с учениками. Перипатетики считали, что такая форма занятий наиболее продуктивна. Мысль становится живее, когда тело несколько разогрето прогулкой.
Плодотворное влияние прогулок признавал и Ж.-Ж.Руссо, который говорил, что ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.Можно назвать немало имен великих людей, жизнь которых связана с рациональной двигательной активностью. Это — Верди, Гете, Гумбольдт, Микеланджело; академики Бах, Вернадский, Карпинский, Зелинский, Гамалея. Все они, дожившие до глубокой старости и сохранившие высокую творческую работоспособность, истоками своего долголетия считали труд, физическую подвижность.
Удивительный пример того, как можно удачно сочетать «голову с руками» (то есть умственный и физический труд), подал академик И.П.Павлов. Гимнастика, лыжи, велосипед, плавание, городки — вот неполный перечень спортивных увлечений великого ученого, лауреата Нобелевской премии. «Не может ум хорошо работать, если физически себя не закалить», — любил повторять Иван Петрович своим ученикам.
Современные, новейшие научные исследования говорят о том, что устойчивость и активность таких показателей умственной деятельности, как память, внимание, восприятие и быстрота передачи информации и другие, прямо пропорциональны уровню физической подготовленности человека.
Но всякие ли физические упражнения оказывают одинаковое стимулирующее влияние на эффективность умственного труда? Опыт и практика показывают, что мыслительная деятельность успешнее всего сочетается с ходьбой, бегом, прогулками на лыжах, с легким физическим трудом, которые складываются из привычных двигательных действий невысокой интенсивности.
Доказывая стимулирующее воздействие физических упражнений на умственный труд, нельзя не учитывать также благотворного влияния физической деятельности на работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Важна и роль привычки. Один привык, обдумывая что-либо, ходить, другому лучше думается, сидя у рабочего стола. Но кто не знает, что мы усваиваем и вредные привычки. Взять хотя бы привычку работать по ночам, курить папиросу за папиросой. Не лучше ли постараться отвыкнуть от вредных привычек, воспитать в себе полезные, и в частности, любовь к физическим упражнениям, которые так необходимы человеку умственного труда.
Изучение опыта отдельных людей позволяет получить много интересных и полезных сведений о том, как повысить умственную работоспособность, продлить творческое долголетие, избежать переутомления. Но в конечном итоге они сводятся к тому, что нервная система — это «верховный главнокомандующий» нашего организма. От состояния и деятельности нервной системы зависит работа всех органов и систем. Глубокое, правильное дыхание на свежем воздухе превосходно тонизирует сердце и центральную нервную систему, улучшает кровообращение, способствует восстановлению сил и энергии. Корифей русской клиники внутренних болезней Г.А.Захарьин считал, что в укреплении здоровья свежий воздух по своей действености превосходит все другие средства. Это замечательный и профилактический, и лечебный фактор.
Дыхательная гимнастика и мозг
Роль дыхания, как фактора, стимулирующего деятельность мозга, подтверждает опыт врачей. Они установили, что затруднение носового дыхания, связанное с некоторыми патологическими процессами в носу и носоглотке, приводит к общему нарушению жизнедеятельности организма. Носовое дыхание, вызывая значительные ритмические колебания мозговых сосудов, мозговой ткани и мозговых оболочек, способствует лучшему смешиванию, перемещению, выделению жидких сред в черепно-мозговой полости.
Экспериментально установлено, что различные типы дыхания оказывают влияние на морфологический, биохимический составы крови и лимфы. Выключение носового дыхания увеличивает в крови количество лейкоцитов, сдвигает формулу крови влево. В лимфе также повышается количество лейкоцитов при дыхании ртом вследствие замедления тока лимфы и ее сгущения.
Дыхание всегда связано с движениями диафрагмы (около 24000 за сутки). Врач Залманов А.С. сравнивал деятельность последней с работой мощного насоса, который ритмично, сжимая печень, селезенку, кишки, оживляет портальное и брюшное кровообращение. Сжимая кровеносные и лимфатические сосуды живота, диафрагма опорожняет его венозную систему и проталкивает кровь к грудной клетке. А.С.Залманов рассматривал диафрагму, как второе венозное сердце. Он отмечал, что хотя число движений диафрагмы в минуту составляет четверть числа движений сердца, но ее гемодинами-ческий напор мощнее, чем от сокращений сердца: поверхность этого насоса больше и кровь он проталкивает сильнее.
Все эти бесчисленные опыты объясняют, почему уже с древних времен в различных гимнастических системах как для лечения, так и для поддержания здоровья широко используются дыхательные упражнения. Пневмотерапия является одним из основных разделов народной медицины. Дыхательные упражнения — пранаяма включены в хатху йогов. Соответствующее дыхание - важное условие аутогенной тренировки.
В представлении большинства людей дыхательная гимнастика — это глубокое дыхание, иногда сочетаемое с определенными движениями рук и туловища (например, при вдохе — распрямиться и развести руки, а при выдохе — наклониться и свести руки). На самом деле, дыхательная гимнастика широка и многообразна, в нее входит большое количество упражнений, позволяющих оказывать на организм различные воздействия. Многообразие дыхательных упражнений обусловлено тем, что человек может в определенных границах управлять своим дыханием — удлинять или укорачивать вдох и выдох, делать между ними паузы, изменять характер дыхательных движений (варьировать их интенсивность, включать в работу те или иные группы мышц и т.д.).
Оглавление |
Далее =>>
|