DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

Путь к успеху - мысль и труд

Человек не может осознать себя полноценой личностью, если его мозг будет выполнять единственную функцию банка памяти.

Одних знаний, далеких от жизни и не имеющих практического применения для решения личных и социальных проблем, еще не достаточно, чтобы человек стал активным членом общества. Принцип определенности развивает в детях скорее тенденцию к самоизоляции, чем стремление к сотрудничеству. У каждого есть в запасе правильный ответ, но он не рассматривается как средство решения собственных или чужих проблем,он ценен только сам по себе. Ребенок видит свою конечную цель в соблюдении этого главного правила, что и помогает ему найти компромисс с системой образования. Это развивает дух острого соперничества, а значит, появляется обособленность, оторванность от других. Таким образом, издержки традиционной школы становятся все более ощутимыми.

Многие дети приходят к осознанию себя полноценными личностями, однако происходит это скорее вопреки, а не благодаря процессу образования. Ставка на память значительно ослабляет потенциал самореализации. Образование, которое должно играть ведущую роль в формировании личности, порой не оказывает существенного влияния на самосознание людей преуспевающих, зато, к сожалению, решающим образом сказывается на психологии неудачников, поскольку ощущение неудачи воспринимается гораздо острее, чем ощущение успеха. Может быть, это зависит от шаткой природы человеческих взаимоотношений, ведь только немногие из нас связаны прочными узлами с теми, кто любит и ценит нас по-настоящему. Быть неудачником и страдать от одиночества — здесь не требуется особых усилий, а вот чтобы преуспеть, надо постараться. Человек терпит неудачу и, как правило, смиряется с ней, становясь еще более одиноким и неуверенным в себе. Поэтому неудачнику успех представляется чем-то далеким и недостижимым. Путь к успеху только один — думать, трудиться, любить других; это гораздо труднее, чем жаловаться на судьбу и бездействовать.В стрессовой ситуации человек испытывает сильные отрицательные эмоции и обвиняет всех и вся в своих неудачах вместо того, чтобы попытаться найти эффективные пути решения проблем.

Именно образование должно обеспечить человеку интеллектуальный багаж, который помог бы ему в любой новой ситуации, раздвинул бы рамки ограничений, вызванных страхом перед трудностями, и позволил бы разумно, не поддаваясь эмоциям, справляться с проблемами в трудных ситуациях. Ни одна из этих целей не будет достигнута, пока в сфере развития личности во главу угла ставятся принципы определенности и измеряемости, об ущербности которых мы уже говорили. Следование этим принципам приводит к тому, что одни молодые люди, оказавшись в сложной ситуации и не найдя правильного однозначного ответа, озлобляются, другие ищут утешения в наркотиках и в уходе от действительности вместо того, чтобы учиться разумно решать свои и общественные проблемы. Обе эти группы не в состоянии разумно подходить к окружающему. Конфликт и непонимание между поколениями часто служат причиной жестокого разочарования, как социального , так и личного. Покорное принятие конфликта — характерная черта нашего общества. Между тем только сотрудничество является способом существования любого общественного организма. А именно этому и не учат в школе, пропитанной духом соперничества.

Те, кто принимает активное участие в политической жизни, пользуются популярностью. Однако большинство учащихся и студентов остаются равнодушными к политике.Не виновата ли в подобной по-литичской апатии наша система образования, основанная на механическом заучивании? Нам нужны трезвомыслящие либералы и разумные консерваторы, но мы боимся включать общественные проблемы в школьные программы. Люди не задумываясь голосуют за политиков, которые сулят однозначные и легкие ответы на все вопросы, быстрые решения и привлекательные образы, что не имеет ничего общего с демократией.

И еще: до тех пор пока ребенок будет фактически оставаться для нас пустым сосудом, который надлежит заполнить фактами и цифрами, пока мы не перестанем видеть в нем своего рода компьютер с определенной программой, мы будем по-прежнему возмущаться перегруженной анахронизмами системой образования, которая между тем призвана служить одним из основных демократических институтов общества, от которых зависит его дальнейшая судьба.

Думать и действовать — сообща

Каким будет потенциал образования, если мы активизируем мышление, откажемся от зубрежки и актуализируем программы? Давайте проследим, как мышление — основная функция человеческого мозга — постепенно оказалось вытесненным на задворки обучения.

Да, социальные и технические проблемы, стоящие перед обществом, требуют огромных усилий, однако же складывается впечатление, что человек прорвется в глубь космоса раньше, чем избавится от расовых и этнических предрассудков. Развитие социального мышления — процесс неизмеримо более сложный, чем развитие мышления технического, но к сожалению, в школах значительно большее внимание уделяется именно последнему. Те учащиеся, которые научились социальной ответственности в школе, умеют помочь другим в решении проблем как на индивидуальной, так и на фупповой основе, способны справиться и с более серьезными социальными задачами. Мы должны шире использовать коллективные методы обучения, чтобы дети учились думать и действовать сообща, могли правильно воспринимать возложенную на них меру социальной ответственности.

Будучи неудачником, невозможно научиться социальной ответственности, умению мыслить и самостоятельно решать жизненные проблемы. Школы должны предоставлять реальный шанс на успех всем ученикам без исключения. Жизнь изобилует проблемами, не имеющими однозначного решения, а значит, учащимся необходимо научиться философски воспринимать любую противоречивую ситуацию. а в ряде случаев подобная неоднозначность может стать положительным жизненным стимулом.

Мы должны ставить детей перед необходимостью продумывать всевозможные проблемные ситуации, тем самым значительно снижая роль определенности и заучивания в образовании. Знания, основанные только на запоминании фактов, — всего лишь суррогат образования и ничего не стоят, если не подкреплены идеями и самостоятельностью мышления.

Решил — сделал

Надо не только поощрять детей безбоязненно расспрашивать обо всем, что им непонятно. Мы должны научить детей принимать решения и этим решениям следовать. Время от времени ко мне обращаются пациенты, потерпевшие неудачу в той или иной области; их угнетает то, что они не могут сделать правильный выбор в неоднозначных ситуациях. Часто человек как будто обладает и внутренней силой, и умением правильно оценивать факты, и способностью делать верные выводы, однако принять решение он все-таки не в состоянии. Я считаю, что причина здесь кроется в недостатке подобного опыта. Раз решение принято, его надо выполнять, а для этого нужна вера в свои силы. Как правило, если человек был неудачником в школе, он не верит в себя. В школе должны проводиться серьезные дискуссии по вопросам, которые требуют от учащихся принятия решений. Например, стоит ли отложить на некоторое время поступление в колледж и поработать в сфере обслуживания; надо ли сочетать обучение в школе с работой; остаться под родительским кровом или уехать учиться, работать, путешествовать. Следует основательно обсуждать и вопросы любви, брака, секса. К сожалению, школа.кото-торая могла бы стать форумом для серьезных дискуссий, мало, а то и вовсе не помогает учащимся находить ответы на эти. и другие социальные вопросы, которые в будущем потребуют от них здравых решений, иначе им придется нести тяжелое бремя последствий.

Школа в первую очередь должна оказывать помощь учащимся в оптимальном выборе программы обучения. И хотя в большинстве школ действует интститут психологов-консультантов, непосредственная задача которых — помогать учащимся в выборе наиболее подходящих предметов для изучения, нередко выбор этот бывает поспешным и необдуманным. По мнению учеников, беседы с консультантами слишком непродолжительны и поверхностны, что зачастую приводит к торопливым решениям, которые в свою очередь оборачиваются в будущем целой серией ошибок в выборе образования и про-фессии.Неспособность планировать и принимать решения частично является следствием того, что в школе людей не научили самостоятельно рассуждать. Неотъемлемой частью принятия решения являются процесс постановки проблемы, анализ различных альтернатив и, наконец, оптимальный выбор, при этом всегда остается возможность преоценки. Когда условия изменяются, а так оно и бывает, надо пересматривать решение, которое не должно быть безапелляционным, в противном случае человека ждут трудности, а порой и несчастья.

В системе, где поклоняются фактам, трудно спорить с учителем, который строит свое обучение на безапелляционной основе. Как правило, в школах, где обучение ведется по схеме факт-ответ, учителя и ученики находятся в конфронтации друг с другом. В этой борьбе учителя неизменно одерживают верх, поскольку им известны ответы на их же собственные вопросы, в то время как ребенок не в состоянии противопоставить их вопросам свои идеи. В любом споре побеждает учитель, как бы ученик ни доказывал несуразность такой практики. Учитель идет на подкуп учащегося, выставляя ему отличные оценки за запоминание фактов. Перед мыслящими учениками встает дилема: стоит ли проявлять самостоятельность мышления и выступать против рутины или лучше не рисковать и надежно гарантировать себе высокие баллы.

Куда проще держать язык за зубами, получив за это «взятку». Бездумное, напичканное фактическим материалом образование — главный источник дисциплинарных проблем, а «надежные» рекомендации административных верхов остаются по-прежнему незыблемыми, несмотря на растущее количество неудачников. До тех пор пока не возникнут сомнения в этом традиционном несостоятельном подходе к делу, все останется по-старому. Ведь учителя бессильны что-либо изменить по своей воле, хотя многие из них видят корень зла в методике преподавания. Но если те, кто определяет принципы образования, осознают опасность сложившегося на сегодняшний день положения, станет возможным прекратить уже ставшее традиционным противостояние учеников и учителей.

И опять нам не избежать проблемы актуальности обучения. Когда преподавателями используется тесно связанный с жизнью материал, а от учеников требуется его осмысление, отпадает необходимость в давлении извне, например запугивание низкими оценками. Самостоятельное мышление способствует тому, что у учащихся возникает чувство причастности и приверженности школе, поскольку они видят в учении смысл. Благодаря возникновению добровольной, внутренней взаимосвязи между учителем и учеником устанавливается подлинный контакт, устраняющий извечные конфликты.

Такой тип образования психологически оправдан, так как связывает со школой положительные эмоции, сопровождающие процесс решения проблем. Учащиеся, которым решение проблем приносит радость и удовлетворение и которые находятся с учителем в творческом союзе, не причиняют неприятностей школе. Радость и заинтересованность в учебе удерживают их от антисоциальных проявлений и ухода в себя. Однако есть еще немало людей, которые с недоверием относятся к интересному образованию и сотрудничеству между учеником и учителем, а попытки учащихся самостоятельно отвечать на вопросы, поставленные жизнью, вызывают у них подозрительную реакцию. Если этим людям удается одержать верх, образование не сможет помочь обществу в решении многих сегодняшних проблем. Неудачников больше всего там, где обучение ведется в отрыве от жизни и не основывается на мышлении. Уже в младшем школьном возрасте происходит деление на слабых и сильных учащихся. Необходимо приложить все усилия, чтобы эта практика стала неприемлемой. И те, кто учится хорошо, и те, у кого на сегодняшний день не все идет гладко, должны учиться с одинаковой заинтересованностью, в противном случае мы не добьемся никаких позитивных перемен.



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
02:08   Погиб воевавший за Донбасс с 2014 года американский военкор Бентли с позывным Техас. В начале апреля он пропал в Донецке

02:05   В ООН прокомментировали гибель военкора Еремина

01:53   КНДР запустила новую зенитную ракету

01:50   Стали известны тяжелые для ВСУ места боев

01:42   В Белгородской области два человека погибли после атаки беспилотников

01:26   В Пермском крае при загадочных обстоятельствах исчезла женщина

01:09   Военкоры узнали о повторном ударе российской авиации по Нью-Йорку

01:09   В двух городах на севере Украины произошли взрывы на фоне воздушной тревоги

00:58   В российском регионе взрыв беспилотника повредил энергетическую инфраструктуру

00:53   Военкор выдвинул версию о нападении на съемочную группу «Известий»

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 20.04.2024



Тематические фотоподборки

Скульптуры из дерева

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |