DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?

Загадочная волшебница.

Попробуем ответить на вопрос «Зачем современному человеку изучать механизмы памяти?» И не только изучать, но и контролировать и направлять их деятельность. Известный психолог С.Л.Рубинштейн определяет значение памяти таким образом: «Не обладая памятью, мы были бы калифами на час. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом.Человек не смог бы пользоваться знаниями, уменьем, навыками и опытом предшественников. Не существовало бы и психической жизни, объединяющей в одно целое сознание личности, и невозможно было бы осуществлять непрерывное обучение, продолжающееся на протяжении всей нашей жизни и делающее из нас то, что мы в сущности, и представляем собой».

Действительно, человек без памяти не был бы человеком. Различные формы переработки информации — чтение, счет, мышление, чувствование — основаны на том; что любое восприятие сохраняется в памяти по крайней мере несколько секунд. Если бы не было этой загадочной волшебницы — памяти, — при чтении любого предложения мы уже в конце его не знали бы, о чем идет речь, так как забыли бы начало. Информация от органов чувств стала бы бесполезной, если бы память не сохраняла связь между отдельными фактами и событиями.

У живых организмов память участвует во всех проявлениях жизнедеятельности: защите, питании, воспроизведении себе подобных, приспособлении к окружающей среде, создании иммунитета, сохранении постоянства внутренней среды, а у человека — еще и в процессе его эмоциональной и мыслительной деятельности. Память — это физиологическое явление, включающее в себя генетическую, нервную и имунную память. Память стала объектом внимания научно-технической революции, создавшей вычислительные машины с феноменальными запоминающими устройствами. Вот почему с увеличением потока информации перед человеческим разумом встает несколько вопросов. Например, способен ли человеческий разум оценивать среднюю величину информации, со всех сторон обрушивающейся на него, и с помощью каково механизма можно избирательно пропускать или, как говорят некоторые, отсеивать малозначимые сведения и задерживать (закреплять в себе) самые важные и нужные? Для ответа на следующий вопрос без компьютера не обойтись, поскольку вопрос этот формулируется в общих чертах так: каким образом мозг человека извлекает из соответствующей «кладовой» — нервного центра — самую необходимую в данный момент информацию. Иными словами, каким образом получается, что человек вовремя использует необходимые сведения, а не по прошествии какого-то времени вспоминает, что где-то там, «на мозговых полочках» лежит покрытая пылью столь нужная ему информация.

Сам собой напрашивается вывод, что в наше время память, ее свойства и проблемы необходимо познавать самым различным специалистам: педагогам, социологам, эргономам и многим-многим другим.

Существует и ряд проблем, связанных с расстройствами памяти, объединенными общим понятием «амнезия». Эти расстройства проявляются обычно в определенном возрасте или как следствие некоторых заболеваний и травм. Вот почему в профилактике нарушений памяти нельзя не учитывать проблемы урбанизации, охраны окружающей среды от загрязнения и т.п.

Перед нейрофизиологами, нейрофармакологами, педагогами и другими специалистами стоит проблема — как улучшить функцию памяти человеческого мозга. Это может быть достигнуто не только с помощью нейрохимических средств, но и тренировкой памяти путем ежедневного запоминания новых слов, текстов, чисел. Улучшение способности запоминать — это прежде всего комплексная задача специалистов различных профилей. В наше время выполнение этой задачи немыслимо без активного участия техники и кибернетики, точнее — биокибернетики.

Один из наиболее важных разделов биокибернетики — изучение человеческого мозга и его функций, в том числе памяти. Ученые пришли в выводу, что в основе деятельности мозга заложен комплекс алгоритмов, то есть правил, по которым в мозге происходит обработка информации. Кибернетика позволяет рассматривать мозг как универсальный инструмент динамического информационного моделирования. При биокибернетическом подходе учитываются не только процессы, происходящие в мозге, но и изменения, наступающие в результате деятельности организма в окружающей среде. Анализу подвергается замкнутый круг переработки информации в системе «организм — среда». Такой подход наталкивает ученых на проведение аналогии между деятельностью мозга и деятельностью электронных вычислительных машин. Опыты показывают, что можно моделировать многие процессы, происходящие в мозге. Импульсы от внешних раздражителей осознаются при возбуждении мозговых клеток, принимающих непосредственное участие в их передаче, а также при наличии информации, полученной миллионами других клеток. Это «эхо» длится чаще всего около полусекунды. Но именно способность мозговых клеток сохранять и воспроизводить его и есть одно из важнейших проявлений памяти.

Инженеры-кибернетики сконструировали мощные электронные вычислительные машины. И вот уже на повестке дня проблема, которая давно искала решения, — моделирование мыслительной деятельности мозга. Это достигается упрощением (формализацией) логических процессов мышления, выработкой алгоритмов и программ для их воспроизведения, методов кодирования и декодирования, а также созданием различных технических устройств, способных реализовать эти алгоритмы и программы.

Большие успехи отмечены в области создания и изучения электронной машинной памяти. Объем кратковременной, или оперативной памяти такой машины достигает миллионов слов, а время их извлечения — нескольких микросекунд. Долговременная, или внешняя, память машины теоретически получает неограниченные возможности.

Объем человеческой памяти — свыше 10 миллиардов знаков. Есть все основания предполагать, что он значительно больше, но в процессе сознательной деятельности человеком полностью не используется. Уже созданы машины, внутренняя память которых достигает миллиарда знаков. При таких темпах развития науки и техники в самое ближайшее время исчезнет различие между объемами памяти электронной вычислительной машины и человека.

Постепенно, одновременно с уменьшением разницы в объемах памяти, исчезнет и существенное различие между физическими объемами мозга и электронной вычислительной машины, сократится число элементов ЭВМ и уменьшатся потери энергии при их работе.

Известно, что объем мозга — 1,5 куб.дм, вес его — 1,5 кг, суммарная мощность потребления энергии приблизительно 2,5 Вт. Благодаря успехам современной микроминиатюризации микропроцессорные электронные устройства по своему объему и числу элементов приближаются к соответствующим параметрам мозга.

Электронный мозг пока уступает человеческому, который состоит из миллиардов клеток (запоминающих элементов). Постичь механизм памяти человека и животных, познать и научиться использовать заложенные в нем принципы — вот одна из важнейших задач современной науки. Известно, что генетическая память содержится в хромосомах. Любая программа развития человеческого организма и его свойств умещается в ничтожно малых, молекулярных размерах этих носителей наследственной информации. Если нам удастся проникнуть в механизм клеточной памяти, перед техникой откроются возможности конструирования молекулярных схем. Тогда электронные вычислительные машины по своему совершенству приблизятся к человеческому мозгу.



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
07:08   Названа угроза странам Скандинавии из-за НАТО

07:00   Россиянам дали советы по выбору авто с пробегом

07:00   Мужчины и женщины вспомнили о самых ужасных поцелуях в своей жизни

07:00   В ФРГ обратили внимание на демонстрирующих флаги украинских радикалов россиян

06:59   Белоруссия прописала помощь союзников в военной доктрине

06:57   В российском городе водитель на джипе разгромил кладбище

06:37   Число убитых двумя военными в Херсонской области выросло

06:30   Иммунолог оценил опасность найденных в комарах и клещах новых вирусов

06:30   Фитнес-тренер оценил реальность похудения с помощью шоколада

06:30   Обнаружен гигантский полезный вирус

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 26.04.2024



Тематические фотоподборки

Бумaжное искуccтво Юлии Бpoдcкой

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |