Колёсная лира: чем она интересна?
В опере Гаэтано Доницетти «Линда из Шамуни» рассказывается поэтичная история. Крестьянская девушка Линда любит бедного художника Шарля, не зная, что на самом деле он знатный виконт. От пережитых потрясений героиня лишается рассудка. Внезапно до неё доносится знакомый мотив, который играет бродячий музыкант. Она идёт вслед за мелодией и возвращается в деревеньку Шамуни. Там её ждёт возлюбленный Шарль. Он называет Линду своей женой, и радость возвращает девушке рассудок.
Музыкальный инструмент, звуки которого привели героиню в родное селение, известен под разными названиями. Во Франции его именуют вьель, в Италии – джиронда, в Великобритании – харди-гарди. Однако можно назвать инструмент и проще – колёсная лира. В России за ним закрепилось это наименование.
Смычок-колесо
Корпус инструмента похож на скрипичный футляр. Над ним находится особый ящичек с клавишами, в котором помещаются струны. Способ извлечения звука роднит колёсную лиру со скрипкой. Только роль смычка играет колесо, которое расположено внутри корпуса. Оно приводится в движение при помощи рукоятки, касается струн, что и заставляет их звучать. Кстати, иногда этот инструмент называют даже колёсной скрипкой.
Лира снабжена разными струнами. Крайние создают так называемый бурдонный аккомпанемент – издают непрерывный звук на одной высоте. Посередине находятся игровые струны – ими необходимо управлять при помощи клавиатуры. Это позволяет менять высоту звука. Исполнитель одной рукой нажимает клавиши, а другой вращает ручку.
Инструмент, на котором не играл Орфей
При слове «лира» у многих сразу возникают мысли об античной Греции. Невольно вспоминается миф об Орфее и о его возлюбленной Эвридике. Однако колёсная лира совсем иная. Она была популярна в средние века. С греческой её роднит лишь принадлежность к струнным. Возраст колёсной лиры насчитывает около тысячи лет.
Древнее название инструмента – органиструм. Есть версия, что придумал его французский аббат для сопровождения песнопений в храмах. Первоначально органиструм был громоздким, поэтому играли на нём два человека. Музыкант нажимал клавиши, а помощник вращал ручку. Самые ранние изображения инструмента относятся к XII столетию.
Затем колёсная лира стала более лёгкой – её можно было носить на плече. Она использовалась менестрелями, которые нередко выступали при дворе. Постепенно потеряла популярность у знати и стала инструментом бедных певцов-савояров. Однако примерно в XVIII веке аристократы вновь заинтересовались лирой. В эпоху барокко было сильно увлечение сельским бытом, который зачастую представлялся чем-то идиллическим.
Причудливые мелодии
В России колёсная лира появилась примерно в XVII – XVIII веках. Под её аккомпанемент странники или, как их нередко называли, калики перехожие пели баллады и духовные стихи. Есть свидетельства, что исполнители-лирники бродили по дорогам вплоть до 40-х годов XX века. Со временем инструмент был забыт. Сейчас энтузиасты возрождают традиции его изготовления и осваивают игру на нём.
Колёсная лира применяется не только в народной музыке. В своём творчестве к ней обращались многие знаменитые композиторы, в числе которых – Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Однако колёсная лира подчас сама становится настоящим произведением искусства – её корпус нередко декорируется изысканной резьбой. У мастеров есть много секретов изготовления удивительных инструментов.
Звук лиры – сильный, резкий и чуть грустный. Он вызывает в памяти сельские пейзажи – восход солнца над рекой, россыпь полевых цветов, зелень молодой листвы. Подобную картину навевают мелодии старинной оперы Гаэтано Доницетти «Линда из Шамуни». Современные композиторы тоже заинтересовались необычным инструментом. Особая задушевность его тембра всегда волнует и заставляет прислушаться к своему внутреннему миру.
Автор: Haтaлья Hayмoвa Просмотров страницы: 221
|