Синдром покупателя. Как с ним бороться?
Совсем недавно зарубежные специалисты по маркетингу обнародовали результаты своих социологических исследований. По данным опроса среди американских школьников и молодых людей выявлено, что 89% из них не могут удержаться от соблазна купить какое-нибудь лакомство в супермаркетах. Причем сами опрошенные часто заявляют, что, когда заходили в супермаркет, они не планировали ничего подобного покупать, просто не могли пройти мимо «богатых» прилавков.
Читатель, часто ли происходит с тобой похожее явление? Думаю, что очень часто. Редко кто может похвастаться четким планированием ежедневных покупок. Удержаться от соблазна покупки в супермаркетах при наличии такого изобилия продуктов сейчас сложно. Тем более, что рыночная экономика, к которой так стремится Россия по примеру западных соседей, делает акцент на масштабные покупки всевозможного плана. С точки зрения рынка, надо создать ситуацию постоянного потребления, которое будут осуществлять многочисленные покупатели. Поговорим о том, как сберечь свои деньги от ежедневных массовых атак рынка. Как не превратиться в маниакального покупателя? Как делать только те покупки, которые действительно важны и необходимы?
Прежде чем дать качественные рекомендации по предотвращению синдрома «покупателя», давайте остановимся на ухищрениях рынка, которые заставляют нас неосознанно «открывать» свои кошельки.
Ухищрение № 1
Обращали вы внимание на то, что все торговые точки продуктовыми и хозяйственными товарами перешли на режим самообслуживания? Магазины под названием «супермаркеты», которые так широко распространены за океаном, стали приживаться и у нас, особенно в крупных городах. Секрет супермаркета прост: этот механизм как аэродинамический насос вытягивает из вас сотни, а то и тысячи рублей за один поход. Умнейшие люди в мире, занимающиеся маркетингом, разработали такой интересный «способ общения» с покупателем. Здесь действует простой психологический прием: человек видит вещь, которую он может свободно взять, ему не надо стоять в очереди, как раньше, чтобы попросить товар у продавца, который почему-то не в духе и «рявкает» на бледного покупателя. Супермаркет – полная свобода выбора: бери, чего и сколько хочешь.
Ухищрение № 2
В супермаркетах стеллажи с продуктами или другими хозяйственными товарами почему-то расположены почти впритык. Так, что сложно бывает разойтись двум покупателям с тележкой, а если мы рассмотрим час пик в магазине, когда все возвращаются с работы и снуют, спешат глазами в поисках пропитания по прилавкам, то тут уж эта картина напоминает переполненный автобус, где не войти, не выйти. Никогда не задавались вопросом, почему бы владельцам супермаркетов не создать удобства для дорогих покупателей? Это специальный маркетинговый прием. Во многих супермаркетах проходы между полками еще и загромождают ящиками с овощами или другими продуктами, сваленными в большую тележку. Хитрость в том, чтобы заставить покупателя обратить внимание на товар, красующийся на стеллажах. А если вы стоите «в пробке» в проходе магазина, а справа и слева только прилавки с товаром, то хочешь не хочешь, а глаз упадет на аппетитную баночку или красивый флакончик.
Ухищрение № 3
Каждый из нас слышал, что в больших супермаркетах – гипермаркетах – можно купить все по самым низким ценам, так как на большое количество продукции действуют специальные акции и скидки, и это выгодно. Это миф. Такие объемы продуктов питания, в частности, просто никому не нужны, по большому счету. Существует достаточно ограниченный список продуктов, которые могут длительное время храниться и оставаться полезными для здоровья. Тогда зачем же покупать «тонны» сыра, хотя бы он был по самой низкой цене, но его не удастся употребить вовремя?
В гипермаркетах вам предлагают все – от пачки чипсов до мусорного ведра и резиновых калош. Этот прием провоцирует покупателей приобретать столько ненужных вещей, которые вряд ли они бы купили, не будь те сосредоточены в одном месте.
И таких ухищрений существует множество, здесь обозначены только самые основные.
Рецепты от синдрома «покупателя»
1. Взять за принцип планирование покупок. Прежде, чем входить в магазин, составьте перечень, что конкретно нужно купить. Ошибкой многих покупателей является то, что они действуют по правилу – «увидел, надо бы, куплю» (ошибка «УНК»). Перед шопингом подумайте, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись. Поверьте, что составить список покупок – это дело пяти минут. А сэкономить, не тратясь на ненужные вещи, в таком случае можно за один поход до 30% средств.
2. После того как составите список покупок, обозначьте приблизительную сумму затрат на приобретение этих вещей. Так как цена товара варьируется со скоростью котировок валютной биржи, то точный расчет здесь бесполезен. Кроме того, некоторых вещей может не быть в продаже, их придется заменить другими. Установите верхний предел средств, которые вы можете потратить. И строго его придерживайтесь во время похода по магазинам.
3. Детей лучше с собой за покупками не брать, так как вы не сможете им отказать, когда вас попросят купить им какую-то безделицу. Надо учитывать тот факт, что в торговле все продумано до мелочей и сделана большая ставка на детей. Так, в супермаркетах каждый определенный вид товара расположен на полках именно на том уровне, который будет затрагивать целевую аудиторию. Разные сладости – пониже, чтобы малыши, насмотревшись рекламы, смогли сами свободно их достать. А какой любящий родитель откажет своему чаду в таком случае?
Следует помнить, что наша страна полным ходом переходит в фазу рыночной экономики. А здесь торговля представляет собой джунгли, где каждый выживает, как может, сам. И в этих джунглях приходится «спасать» свои средства от «ненавязчивых» коммерсантов, чтобы не купить «все».
Держитесь определенной стратегии, чтобы не подхватить синдром «покупателя».
Автор: Aннa Дyвapoвa Просмотров страницы: 185
|